После того, как турецкие ВВС сбили российский самолет около турецко-сирийской границы, "тон заявлений, которыми обменивались страны, сделался еще более резким", пишет The New Yorker. В среду российское министерство обороны организовало пресс-конференцию, в ходе которой обвинило "турецкие элиты" в причастности к торговле нефтью с "Исламским государством" (запрещенная в России организация. - Прим. ред.), подкрепив свои утверждения "зернистыми фото и короткими видеороликами". Корреспондент Бен Тауб, хорошо знакомый с одним из пограничных пунктов пропуска, о которых говорилось в презентации, сомневается, что на снимках были показаны именно цистерны с нефтью.
"В прошлом году журналист Майк Джиллио опубликовал на Buzzfeed пространное расследование про контрабанду нефти на турецко-сирийской границе. Он отправился в Бесаслан, турецкую деревню у официального пропускного пункта, и обнаружил, что большая часть нефти, проходящей через этот контрабандный узел, поступает с территории, контролируемой ИГИЛ, преодолевая расстояние во много миль. Посредники перевозили ее в близлежащую местность на северо-западе Сирии. К торговцам в Бесаслане нефть поступала через сеть закопанных труб, а специальные наблюдатели следили, не появится ли полиция. Они заполняли бочки и продавали их местным турецким бизнесменам, а те, в свою очередь, заключали секретные сделки с бензоколонками или организовывали нелегальные заправочные станции. Как сообщалось, вскоре после того, как появилась статья Джиллио, в Бесаслан прибыли более тысячи турецких силовиков. Они арестовали 37 сирийцев и турок и уничтожили около восьми миль нелегальных трубопроводов. При всем энтузиазме, с которым проводился рейд в Бесаслане, многочисленные сообщения говорят о том, что турецкое правительство по-прежнему ведет теневое сотрудничество с несколькими исламистскими группировками повстанцев в Сирии", - говорится в статье.
Автор продолжает: "Практика провоза контрабанды через турецко-сирийскую границу на несколько десятилетий старше войны. Алеппо некогда принадлежал Османской империи. Когда в 1924 году, согласно Лозаннскому договору, в основном сформировались современные границы и этот город оказался отрезан от Турции, местные жители не перестали перевозить самые разные товары с более дешевой стороны границы на более дорогую".
"Надо сказать, что на одном из [предъявленных Россией] спутниковых снимков было изображено очень хорошо знакомое мне место, - рассказывает Тауб. - Переходом Баб-аль-Салама я впервые воспользовался для пересечения границы в апреле 2013 года, и следующие два лета жил в таком месте, откуда этот объект было видно. В то время грузовики тоже часто выстраивались вдоль дороги, спускавшейся к пограничным воротам. Многие из них стояли припаркованными по несколько часов, пока шоферы дремали в оливковой роще неподалеку, дожидаясь, когда инспекторы проверят машины, стоявшие в очереди впереди них. С турецкой стороны впритык к границе примостился сооруженный из контейнеров лагерь, в котором жили 14 тысяч сирийских беженцев. За воротами в Сирию в транзитном лагере жило сравнимое количество гражданских. Условия там были ужасные. Из Турции через систему шлангов подавалась чистая питьевая вода - она поступала в большие цистерны, которые стояли в сирийском лагере. Но механизма для отвода сточных вод не было, и они лужами собирались рядом с дорогой и в образовавшихся в земле рытвинах. Оба лагеря возникли на пустом месте, по необходимости, по мере того как из Алеппо и деревень к северу от этого города стали пытаться убежать от войны... Оба лагеря хорошо видны на российских спутниковых снимках".
"Возможно, российское министерство обороны не ошиблось, выставив Турцию в нелицеприятном свете по ряду вопросов. Несмотря на декларации турецкого руководства об усилиях по перекрытию границы, через нее по-прежнему без видимых усилий контрабандой провозят боевиков и нелегальную нефть. Боевикам из ИГИЛ в недавнем прошлом удалось совершить на турецкой земле и теракты, и убийства", - отмечает автор. "Напротив, в туманном вопросе о контрабанде нефти из "Исламского государства" Россия продемонстрировала крайне специфический подход. На спутниковом снимке турецкого пограничного шлюза близ Килиса желтой пунктирной линией очерчены грузовики. "До 240 автоцистерн и тяжелых автомобилей", - гласит подпись к снимку, однако изображение слишком размытое, чтобы быть уверенным, действительно ли к грузовикам прицеплены цистерны или, как видно на более четком снимке из Google Maps, также сделанном в этом году, обычные прицепы. "Несколько автоцистерн замаскированы под тяжеловозы", - пояснил российский генерал-лейтенант. Почти все они припаркованы рядом с лагерем беженцев, между двумя турецкими пограничными шлюзами, в ожидании таможенной регистрации и проверок", - указывает на несостыковку автор.