Президент Сирии Башар Асад в интервью The Sunday Times осудил британские авианалеты на территории Сирии. Журналистка Хала Джабер побеседовала с ним в Дамаске.
Асад назвал действия Великобритании "незаконными" и сказал, что они лишь поспособствуют распространению "раковой опухоли" терроризма. Он высмеял утверждения британского премьера Кэмерона, что 70 тыс. умеренных повстанцев способны разгромить ИГИЛ на земле.
"Это новая серия долгого сериала - классического фарса Дэвида Кэмерона", - заявил Асад. По его словам, не то что этих 70 тыс., но даже семи тысяч просто нет.
Газета напоминает: британские ВВС нанесли удар по нефтяному месторождению в Сирии.
Асад сказал в интервью: "Это будет вредоносно и незаконно, а также пойдет на пользу терроризму. Так случилось после того, как примерно год назад коалиция начала свою операцию, потому что это похоже на раковую опухоль". Президент пояснил, что опухоль следует удалять целиком, а такое "удаление куска опухоли" лишь ускорит распространение рака по организму.
Газета замечает: "По мнению Асада, действия Запада против террористов в Сирии подпитывают рост экстремизма и накаляют трения, тогда как российские авианалеты, которые длятся два месяца при поддержке сирийской армии с земли, ослабили повстанцев-исламистов".
"Сколько экстремистских ячеек теперь существует в Европе? Сколько экстремистов вы экспортировали из Европы в Сирию? Вот где находится опасность. Опасность - в питомнике", - сказал Асад.
"Россияне это видят четко. Они хотят защитить Сирию, Ирак, весь регион - и даже Европу. Я не преувеличиваю, когда говорю, что они сегодня защищают Европу", - подчеркнул он.
В начале интервью Асад сказал, что стратегия Кэмерона обречена на неудачу, так как не является "всеобъемлющей". Он заявил: "Надо [действовать] с воздуха, с земли, в сотрудничестве с наземными войсками - с войсками национального государства - для того, чтобы вмешательство было законным. Поэтому я сказал бы, что у них нет желания и нет плана по разгрому терроризма".
"Асад утверждает, что с тех пор, как коалиция под руководством США начала бомбардировки, ИГИЛ и другие группировки типа аффилированной с "Аль-Каидой" "Джабхат ан-Нусра" (все три организации запрещены в РФ. - Прим. ред.) проводили экспансию беспрепятственно. Только после вмешательства России они начали съеживаться", - говорится в статье.
Асад также заявил, что Россия вступила в конфликт "законным образом" - с разрешения Сирии.
Асада спросили, участвуют ли российские войска в боях в Сирии. "Мы это пока не обсуждали, полагаю, что сейчас это нам не нужно, так как все идет в правильном направлении. Возможно, со временем или в других обстоятельствах россияне об этом задумаются", - ответил президент.
"Асад отверг утверждения, будто россияне пришли в Сирию в тот момент, когда он мог вот-вот потерять остатки страны", - пишет журналистка, замечая, что российская поддержка окрылила Асада. Сам он сказал: "Она оказала значительное влияние и на военной, и на политической арене в Сирии".
При этом "Асад не отвергает вариант определенного сотрудничества с Западом". В интервью он сказал: "Если они готовы - всерьез и неподдельно - бороться с терроризмом, мы приветствуем любую страну или правительство, любые политические усилия".
Асад добавил: "Любовь или ненависть тут ни при чем... главное - реальность. Готовы ли эти силы по-настоящему помочь нам в борьбе с терроризмом, не допускать, чтобы террористы проникали в Сирию через страны нашего региона, которыми управляют их доверенные лица? Или они не готовы? Вот в чем вопрос на самом деле. Если они готовы, мы примем их радушно. Ничего личного".
На взгляд Халы Джабер, ни один глава западной державы не заключит такой пакт с Асадом. Британия и Франция утверждают, что Асад - "палач своего народа", большинство западных лидеров требуют его отставки.
Асад говорит, что в Сирии люди гибнут из-за поддержки, которую, по его словам, повстанческие группировки получают из арабских стран и с Запада. По его словам, если Запад устранит эту поддержку, Дамаск выполнит свою миссию за несколько месяцев.
Журналистка возразила, что причиной крупных потерь являются частые неизбирательные бомбежки, которые практикует авиация Асада.
Асад ответил, что это западная риторика, игнорирующая, что "террористы с первого же дня убивали безвинных" и "многие убитые были сторонниками правительства". "Мы - правительство и в этом качестве у нас есть только один способ бороться против террористов - война с ними", - заявил Асад.