Об этом говорит вся Россия
Нет, это не футбольный матч, которого москвичи ждали с особым нетерпением. И не блондинка Каменская, следователь из уголовного розыска, и ни звезда, обнажающаяся перед публикой. Это обнажение особого рода: воскресным вечером частный телеканал НТВ в своей еженедельной новостной передаче показывает фрагменты интервью, которое наиболее разыскиваемый в России террорист Шамиль Басаев дал британскому телеканалу Channel 4. На счету Басаева почти все громкие теракты последних лет, в том числе драматический захват заложников в бесланской школе, пришедшийся на начало сентября.
Вообще-то российские ньюсмейкеры заявили сюжет как репортаж о своих британских коллегах. По понятной причине: согласно действующему законодательству, террористам не место в средствах массовой информации. Кто не придерживается этого правила, попадает под суд и за пропаганду экстремизма лишается лицензии на вещание или издательскую деятельность.
Руководствуясь именно этим аргументом, российское Министерство иностранных дел в четверг уже попробовало воспрепятствовать трансляции и обратилось за помощью к своим коллегам в Лондоне. Атака закончилась голом в собственные ворота. И это можно было предвидеть. Кто всерьез полагает, что в состоянии надеть намордник на средства массовой информации в условиях неуправляемой демократии вроде британский, может распрощаться со своей политической карьерой. Но русские все еще никак не могут этого постичь. Как же так?
В условиях управляемой демократии, которая, как поясняет Путин, обусловлена государственными интересами, для управления кризисными ситуациями во многом действует основной сталинский принцип: "Нет человека - нет проблемы". Странно только, что московские спецслужбы и военные никак не могут поймать Басаева, хотя он дает журналистам интервью. И что еще хуже: уже неоднократно объявленный мертвым, полный жизни Басаев с завидной регулярностью подтверждает свое существование все новыми террористическими актами.
Так, острые на язык столичные жители стали злословить, мол, все понятно, кто управляет ситуацией на Кавказе. Недавно Басаев и подпольный президент Аслан Масхадов объявляли о временном одностороннем перемирии. Если этот замысел осуществится, то для Кремля это будет равноценно банкротству всей его чеченской политики: ведь тем самым сепаратисты докажут, что они, несмотря на все утверждения Москвы, по-прежнему держат все нити в своих руках и контролируют своих бойцов. Это может быть вызовом, брошенным для того, чтобы начать переговоры, которые в этой ситуации станут насущно необходимыми. Переговоры, которые наконец приведут к спокойствию в регионе.