На пике холодной войны Морис Уэст опубликовал роман под названием "Башмаки рыбака", где рассказывается о русском католическом священнике, который долгое время по вине системы провел в ГУЛАГе, а затем в результате удивительного стечения обстоятельств стал Папой Римским и начал помогать сильным мира сего преодолевать противоречия.
Пять лет спустя эта книга легла в основу популярного кинофильма с тем же названием, где в главной роли снялся Энтони Куинн. А теперь, еще через 40 лет, по крайней мере один российский журналист высказал предположение, что жизнь может пойти вслед за вымыслом и что после кончины Иоанна Павла II следующий Папа может быть из Сибири.
В российской газете "Новые известия" от 24 января Михаил Поздняев объясняет, что такое "фантастическое" предположение, каким бы маловероятным оно ни казалось, все же не более нереально, чем то, что вдохновило Уэста на его роман в 1963 году или чем выбор в качестве Папы польского кардинала Карла Войтылы в 1979-м.
Предположение Поздняева, в лучшем случае маловероятное и в любом случае преждевременное и неуместное, поскольку Папа еще жив и здоров, имеет под собой три основания. Во-первых, 19 января глава Преображенской (Западно-Сибирской) епархии Иосиф Верт был избран председателем Конференции католических епископов России (ККЕР), сменив на этом посту митрополита Тадеуша Кондрусевича. Эта организация руководит религиозной жизнью более чем 500 тысяч российских католиков.
Новый председатель - личность весьма примечательная в своем роде. Он сильно отличается от своего предшественника. Он родился в 1952 году в семье этнических немцев, высланных в Казахстан, и вырос убежденным католиком, несмотря на все притеснения верующих, характерные для советского времени. Судя по всему, он с самого начала готовился к религиозной жизни.
После службы в армии в Литве Верт не только поступил в семинарию города Каунаса, но и вступил в Орден Иезуитов - религиозную группу, которая, будучи запрещенной в Советском Союзе, действовала подпольно. Стал пастырем в Актюбинске, а потом возглавил католическую общину в городе Маркс Саратовской области.
В апреле 1991 года Верт стал апостольским администратором Сибири, а годом позже, за год до своего сорокалетия, был назначен епископом. Десять лет спустя, когда Иоанн Павел II учредил на территории Российской Федерации четыре епархии, Верт занял свой нынешний пост - главы Преображенской епархии, где он вел интенсивную миссионерскую работу, особенно среди интеллектуалов и студентов.
Карьера Верта значительно отличается от жизненного пути его предшественника, поляка по национальности, который до того, как стать священником, получил образование инженера, и больше внимания уделял институтам церкви, чем миссионерской и образовательной деятельности.
Более того, Верт обладает большими возможностями, чем Кондрусевич, не только потому, что он больше преуспел в установлении контакта с российской интеллигенцией и простыми россиянами, но и потому, что бывал за границей и участвовал там в обсуждениях сложных отношений церкви и государства, сложившихся в России.
Вторая предпосылка, по словам Поздняева, - это то, что одновременно с его избранием на должность председателя ККЕР Верту была оказана особая честь со стороны Ватикана. Представитель Святого Престола в РФ архиепископ Меннини объявил, что папа Иоанн Павел II назначил Иосифа Верта ординарием для греко-католиков, проживающих на территории РФ.
Поскольку большинство прихожан Греко-католической церкви в России проживает у границы с Украиной, у Верта будут широкие возможности не только для усиления собственной власти, но и для привлечения внимания российских политических лидеров, которые могут счесть этнического немца, выросшего в Казахстане, более близким им в культурном отношении, чем поляк Кондрусевич.
Поздняев пишет, что "подтекст" избрания Верта заключается в том, что теперь Ватикан понимает, что "первое лицо католической церкви в России должно быть российским".
Верт осознает присутствие подобных настроений и перспектив, что следует из его выступлений во время визита в 2003 году в Германию. Он сказал тогда, что в России религия больше связана с культурной жизнью, чем с теологическими спорами.
При этом новый председатель ККЕР хорошо понимает, что ему придется как следует потрудиться, прежде чем завоевать доверие российского руководства. Католичество не входит в Межрелигиозный совет России в качестве одной из религий, которые традиционно исповедуются на территории страны, и отношения католиков с иерархами Русской православной церкви оставляют желать лучшего.
Антикатолические предрассудки остаются весьма сильными среди россиян, которые рассматривают католичество как угрозу. В этом свете решение Владимира Путина сделать 4 ноября - день изгнания из России поляков-католиков - национальным праздником может только усугубить ситуацию.
В-третьих, Поздняев ссылается на некие слухи в ватиканских кругах о потенциальном преемнике Папы. Некий неназываемый источник, по словам Поздняева, сказал, что "новым Папой станет не итальянец и не епископ Третьего мира, но славянин". Такие слухи, пишет Поздняев, заставили многих рассматривать кандидатуру Кондрусевича. Но именно потому, что Кондрусевич - поляк, как и нынешний папа, заключает Поздняев, вполне возможно, что "будущий обитатель Ватиканского дворца живет сегодня в Новосибирске".