Как и большинство современных астронавтов, Лиза Мэри Новак не привлекла к себе особого внимания, даже когда в июле прошлого года после десяти лет работы в NASA совершила полет в космос.
Зато теперь она знаменита. Фотография, на которой она улыбается, одетая в комбинезон астронавта, совершенно не похожа на снимок, сделанный в полиции: женщина с растрепанными волосами и выражением полного упадка сил.
Ее обвиняют в покушении на убийство женщины - по ее мнению, соперницы в отношениях с другим астронавтом. Как сообщили в полиции, она проехала 900 миль из Техаса во Флориду, надев подгузник, чтобы в пути не совершать остановок. Как сообщается, она встретила свою соперницу на парковке в Орландо, где обрызгала ее перечным спреем.
По словам полицейских, для маскировки Новак использовала парик. С собой у нее были пневматический пистолет, металлический молоток, нож, перечный баллончик, кусок резинового шланга длиной четыре фута, латексные перчатки и мешки для мусора.
По словам ее знакомых, они не знают, что и думать. "Я был потрясен, - говорит 43-летний Дэннис Эллой из города Тисонс Корнер, штат Вирджиния, ее друг и бывший одноклассник. - Когда мы общались, я и представить не мог, что она способна совершить хоть что-то плохое".
Представители космического управления и посторонние люди удивляются, почему о проблемах капитана Новак, окончившей в 1985 году военно-морскую академию и служившую до поступления в NASA во флоте, не стало известно раньше. Многих беспокоит также, не пострадает ли идеальный образ покорителя космоса и не допускает ли руководство при подборе астронавтов ошибку, следя за техническими навыками и забывая об эмоциональной устойчивости.
"Как и все другие, я человек", - говорит Джордж Эбби, возглавлявший Космический центр имени Джонсона в то время, когда командор Новак была отобрана в группу астронавтов. Он вспоминает о ней как о "выдающемся претенденте".
Как сообщили в полиции, 43-летняя капитан Новак была арестована в 4 часа утра в понедельник в Международном аэропорту Орландо, где напала на другую женщину - капитана ВВС Колин Шипман.
По данным полицейского отчета, составленного детективом Уильямом Бектоном, Новак заявила, что не имела намерения повредить Шипман и считала, что это будет "единственная возможность поговорить" с ней. Она взяла духовой пистолет, чтобы "убедить Шипман вступить с ней в разговор", записано в документе.
Детектив Бектон пишет: "Когда я спросил Новак, думала ли она, что перечный спрей поможет ей поговорить с Шипман, та ответила: "Это было глупо".
По данным полицейского отчета, капитан Новак сообщила, что считала 30-летнюю Шипман своей соперницей, претендовавшей на внимание астронавта Уильяма Офелайна. Новак рассказала полиции, что их отношения с командором Офелайном, которого в NASA звали Билли О., "вышли за рамки рабочих, но не переросли в романтические". Командор Офелайн, которому 41 год, разведен и имеет двоих детей.
Вторник стал днем смятения и быстро развивающихся событий. Капитан Новак, которая состоит в браке и имеет троих детей, предстала перед судом в 8:30. Двое ее коллег-астронавтов - глава бюро NASA по делам астронавтов полковник ВВС Стивен Линдси и капитан ВМФ Кристофер Фергюсон - появились в суде, чтобы оказать ей поддержку.
Судья согласился выпустить Новак под залог в 15 тыс. долларов, предъявив ей обвинения в попытке похищения и оскорблении действием, однако, после того как полиция предъявила обвинение в покушении на убийство, сумма залога увеличилась до 25 тыс. долларов.
Капитан Шипман добивается охранного приказа для защиты от Новак, сообщается в документах, опубликованных на сайте газеты The Orlando Sentinel, которая рассказала об этом происшествии вечером в понедельник.
К концу дня в Орландо капитан Новак внесла залог и вечером была освобождена из-под стражи, снабженная электронным браслетом, который позволит отслеживать ее передвижения после возвращения в Хьюстон.
"Она едет домой", - сообщил ее адвокат Дональд Ликкебек.
Капитан Новак и ее муж Ричард, специалист центра управления полетом Международной космической станции, живут с детьми в двухэтажном кирпичном коттедже в Хьюстоне.
Соседи отказались комментировать произошедшее, однако один из них, попросивший не называть своего имени, рассказал, что однажды в ноябре слышал ссору супругов на повышенных тонах и звук бьющейся посуды.
Во вторник в их доме никого не было.
В заявлении семьи, опубликованном вчера вечером на сайте The Orlando Sentinel, сообщается, что после 19 лет брака капитан Новак и ее муж "расстались несколько недель назад".
Ранее в этот день Майкл Коатс, директор Космического центра имени Джонсона, заявил: "Мы крайне опечалены этим трагическим происшествиям. Обвинения, выдвинутые против Лизы Новак, серьезны, и с ними должен разбираться суд".
Коатс сообщил, что капитан Новак "официально находится в 30-дневном отпуске, она отстранена от полетов и иной деятельности, связанной с космической программой".
Как мог человек, причастный к такому инциденту, оказаться из числа сотрудников космического агентства, известного своими психологическими проверками, которым подвергаются кандидаты в астронавты?
Ник Кэнэс, профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, изучавший психологию астронавтов, говорит, что тестирование проводится лишь в самом начале отбора, а когда астронавт прошел их, формальные психологические тесты уступают место оценкам того, как человек справляется с работой. Психологические консультации доступны для астронавтов, но не являются обязательными.
"Мы можем проверять всех значимых сотрудников, но мы не может предсказывать будущее, - объясняет профессор Кэнэс. - А люди со временем меняются".
Впервые капитан Новак приняла участие в космической программе в апреле 1996 года, полет на борту космического челнока наконец стал для нее реальностью в июле 2006 года.
В ходе 13-дневной экспедиции на шаттле "Дискавери", который стартовал с Земли 4 июля прошлого года, она управляла роботом-манипулятором во время выхода в космос другой женщины, входившей в экипаж, - Стефании Уилсон. После этого их прозвали Robo Chicks ("робо-тетки").
На борту корабля она выполняла различные задачи, в частности вела переговоры с экипажем орбитальной космической станции.
Профессор Кэнэс рассказал, что большинство астронавтов воспринимают полет в космос после длительного ожидания хорошо, однако "некоторым очень сложно принять" тот факт, что миссия, к которой они так долго и активно готовились, вдруг оказалась выполненной.
"В силу личных качеств и подготовки эти люди исключительно устойчивы к стрессу, связанному с пребыванием в космосе", - говорит профессор Кэнэс. Однако, добавляет он, "это не значит, что они не подвержены эмоциональным сбоям или что у них нет проблем в отношениях".
Сегодня астронавты оказываются в мире гораздо менее привлекательном, чем тот, что окружал их предшественников. Если семеро астронавтов, отобранных в рамках проекта "Меркурий", разъезжали на Chevrolet Corvette, то сегодняшние космонавты более ориентированы на семью и чаще ездят на микроавтобусах. Они больше времени проводят в пригородах, чем на орбите, и теперь вернувшихся на землю героев не встречают парадами и конфетти.
Ряд бывших сотрудников космической программы говорят, что романтические отношения и даже любовные треугольники в космической программе случались и раньше, однако начальству следовало быть внимательнее и не пускать дело на самотек.
Мистер Эбби, бывший глава Космического центра имени Джонсона, говорит: "У вас есть жесткие люди, которых нужно держать под контролем". Подобные проблемы "не появляются в одну ночь" и поэтому "нужно внимательнее относиться к поведению сотрудников".
Теперь и на прошлом своем посту, вспоминает он, "я вмешивался, и людям это не нравилось", но важно было сказать им: "Ваши поступки - это не ваше личное дело, они затрагивают множество людей вокруг, влияют на исполнение вами обязанностей".
Кристофер Крафт, первый руководитель центра управления полетами NASA, заявил, что он удивлен. Если у кого-то назревали подобные проблемы, считает Крафт, "коллеги должны были это понять".
То, что Новак по пути во Флориду использовала подгузник, астронавтов не удивляет. Бывший астронавт Майк Маллейн рассказывает, что астронавты привычны к таким вещам - "мы называем их приспособлениями для сбора мочи" - во время запуска, посадки или выхода в космос, "когда ты находишься в скафандре и не можешь сходить в туалет".
Ответы на другие вопросы этого дела вряд ли удастся обнаружить так легко. Майкл Стоун, профессор психиатрии из Врачебно-хирургического колледжа Колумбийского университета говорит, что он был поражен тщательностью приготовлений капитана Новак. По его словам, это больше "свойственно мужчинам".
"Женщины крайне редко совершают подобного рода преступления", - объясняет профессор Стоун, для них более характерна попытка убить объект своего обожания, как случилось в 1980 году, когда Джин Харрис застрелила Германа Тарновера. "Действительно, это практически уникальный случай в истории женской преступности", - заявил он.