Оба субботних теракта, совершенных в Москве, по всей видимости, можно отнести на счет пресловутых чеченских "черных вдов". Первый раз это выражение возникло, когда во время захвата заложников в Московском музыкальном центре "Норд-Ост" в октябре прошлого года среди террористов оказались закутанные во все черное женщины с поясами шахидов.
"Черные вдовы" ? это чеченские женщины, которые потеряли своих мужей, братьев, отцов в войне с Россией и теперь хотят за них отомстить.
Разумеется, появление этой новой категории чеченских мстителей нельзя объяснить без учета религиозного фактора. Хотя обычай кровной мести существует в Чечне по сей день, но до сих пор чеченцам было не свойственно жертвовать своей жизнью ради убийства мирных жителей. Такое стало возможно только после первой чеченской войны 1996 года, когда до Чечни докатилась идеология ваххабизма - крайнего фундаменталистского течения ислама, зародившегося в Саудовской Аравии. Ваххабиты проникли во многие сельские районы Чечни, в частности в Курчалой, откуда родом одна из двух женщин, взорвавших себя в субботу в Москве.
Ваххабизм, который обещает молодым людям рай после смерти, если они в этой жизни умрут за веру в борьбе с "неверными", стал основой для терактов, в которых исполнитель жертвует собой. Ваххабизм предложил "черным вдовам" религиозную фундаменталистскую мотивацию для добровольной смерти, уносящей с собой и чужие жизни.
Движение сопротивления, возглавляемое чеченским президентом Асланом Масхадовым, выступает против подобных терактов. Саламбек Маигов, представитель Масхадова в Москве, выступая на "Эхе Москвы", официально от имени Масхадова заявил, что "ни Масхадов, ни другие руководители чеченской республики Ичкерия" не причастны к субботним московским терактам. Он напомнил о приказе Масхадова 2000 года, запрещающем какие-либо боевые действия вне Чечни, например диверсии, в которых могут пострадать мирные жители. Маигов сказал, что Масхадову неизвестно, где и под чьим руководством происходило обучение шахидок. Тем не менее чеченский президент предполагает, что их подготовка осуществлялась не в России.
В последнее утверждение поверить трудно. Поскольку пользующийся дурной славой полевой командир Шамиль Басаев, местопребывание которого Масхадову, скорее всего, известно, совсем недавно хвастался тем, что в его распоряжении находится "батальон", состоящий приблизительно из 30 хорошо обученных женщин - потенциальных террористок-самоубийц, которые готовы действовать не только на территории Чечни.