Страны, члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), больше не собираются терпеть у себя противников режима своих партнеров. Больше всего страдают от этого уйгуры и узбеки.
Противники режима в Китае, России и Средней Азии больше не смогут скрываться в соседних странах. От этого пострадают, прежде всего, оппозиционные движения в Узбекистане и Синьцзяне.
Руководители стран Шанхайской организации на недавнем заседании в казахской столице Астана обязались не принимать у себя тех людей, которых "разыскивают органы госбезопасности других стран - членов ШОС". Решение касается беженцев из Узбекистана, которые после андижанской бойни 13 мая перебрались в Киргизию. Сейчас в Ферганской долине, в лагерях неподалеку от границы, находится 500 беженцев. Уже 9 июня киргизские власти под видом "опасных уголовников" выдали Узбекистану четырех политических беженцев и сообщили, что экстрадиция на этом не закончилась. По данным правительства в Ташкенте, действия узбекских сил безопасности повлекли за собой смерть 176 человек. Независимые наблюдатели говорят о более чем 500 жертвах.
Китай, который вместе с Россией, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном и Казахстаном является членом ШОС, хочет, прежде всего, подавить сопротивление в обширном Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Среди проживающих там 8 млн уйгуров - а это тюркский народ, исповедующий ислам, - распространены стремления к автономии. Малочисленная, но активная группа организаций в изгнании стремится к независимости Синьцзяня. Правительство в Пекине не делает различий между сторонниками языковой, религиозной и культурной автономии, с одной стороны, и радикальными сепаратистами, с другой, и без разбора считает всех террористами. Однако причиной сопротивления сплошь и рядом является зачастую бестактное и агрессивное поведение местных китайских функционеров и иммиграция китайцев, которая увеличилась после постройки железной дороги вдоль казахской границы и железнодорожной ветки в Кашгар.
Несколько десятков тысяч уйгуров проживают также в Казахстане и Киргизии. Бывшая казахская столица Алма-Ата до распада Советского Союза была центром уйгурских организаций в изгнании. Теперь они переместились в Турцию.
Синьцзян имеет для Китая стратегическое значение из-за нефтяных месторождений и его положения между среднеазиатскими государствами - экспортерами нефти и Центральным Китаем. Трубопровод из Казахстана в Синьцзян планируется открыть в декабре. С 1992 года китайские государственные нефтяные компании инвестировали в Казахстан значительные средства и приобрели права на добычу нефти. Президент Ху Цзиньтао неделю назад подписал с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым несколько договоров о сотрудничестве.
Китай заинтересован в стабильной власти в Средней Азии, чтобы гарантировать себе обеспечение растущей потребности в нефти, кроме того, он хочет сократить влияние США в регионе. Правящие круги новых среднеазиатских государств отмежевываются от Соединенных Штатов, в которых они видят опору оппозиционных и демократических движений. Общий интерес к стабильности авторитарных режимов разделяет и Россия.