Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 июля 2006 г.

Майкл Кляйн | Financial Times

G8 должна смириться с новым статусом России

В 1975 году, когда была создана "большая восьмерка", тогда еще "большая шестерка", ее главной целью было смягчение экономической неразберихи в мире в период первого нефтяного кризиса. Хотя полномочия клуба расширились, стоит помнить, что главная задача G8 - это урегулирование мировых экономических проблем. Тот факт, что группа впервые встретится в России, свидетельствует о масштабе фундаментальных изменений мирового экономического порядка и о радикальных переменах в самой России.

Недавние внутри- и внешнеполитические решения российского правительства, воспринятые критиками как агрессивные шаги по свертыванию программы реформ, явно поставили под угрозу отношения с Западом. В такой ситуации встреча в Петербурге подчеркивает необходимость понять реалии представления России о собственной силе, основанной на экономике и ее растущем влиянии на мировые рынки. Перспективы бизнеса являются важной призмой, глядя через которую можно оценить прогресс, достигнутый с тех пор, как Россию пригласили в G8 в 1998 году.

Российская экономика сегодня, пожалуй, значимее, чем когда-либо. При валовом внутреннем продукте, который оценивается в 900 млрд долларов, Россия сегодня одна из ведущих развивающихся экономик мира. Это второй крупнейший производитель нефти и обладатель 65% мировых газовых ресурсов. С 1999 года экономический рост составляет в среднем 6% год. Поскольку нефтяные цены с 2002 года утроились, эти цифры не удивляют.

Пожалуй, заметнее всего масштабы и энергия российских рынков капитала и корпоративного сектора. В целом рост российского рынка ценных бумаг ошеломляет: 1106% с 2001 года, до рыночной капитализации в 621 млрд долларов. По оценкам, российские компании, планирующие размещение акций в этом году, могут заработать не меньше 20 млрд долларов по сравнению с 5 млрд долларов в 2005 году. Примечательно, что в числе этих компаний - "Газпром", энергетический гигант, входящий в десятку самых дорогих компаний мира. Лишь в прошлом году он добавил к своей стоимости 150 млрд долларов, во многом благодаря увеличению иностранного присутствия в капитале "Газпрома". Эту тенденцию усиливают приобретения, сделанные в Европе и США "Северсталью", и планируемое размещение акций энергетической компании "Роснефть".

Такая интеграция является свидетельством перехода и превращения российских компаний в глобальные компании. В более широком смысле это означает новый процесс сближения между Россией и Западом, движущей силой которого являются частный сектор и рынки. Это сближение в перспективе может усилить взаимодействие и расширить возможности координации между лучшими частями отраслей и рынков. Чем более активными участниками мировых рынков становятся российские компании, от которых в этом случае требуется играть по международным правилам и опираться на глобальную потребительскую базу, тем вероятнее перспектива прозрачности и институциональной реформы, которых вправе ждать иностранные инвесторы.

Рынки отделят лучшие компании от худших, вознаграждая разумное управление и хороший менеджмент и наказывая плохие. Однако, как и во многих развивающихся экономиках, переход на мировые стандарты не является единым среди участников рынка.

Российское правительство поступает правильно, сосредотачиваясь на коррупции на всех уровнях, так как без прозрачности ни один рынок не может извлечь выгоду из глобальных инвестиций и эффективно конкурировать. Крупные государственные доли в частично приватизированных отраслях подразумевают, что инвесторы потребуют лучших стандартов.

Развитие разумных институций и методов управления не произойдет в одночасье. В переходный период частный сектор должен стать движущей силой перемен, особенно потому, что российские компании ищут капитал за границей и создают совместные предприятия или приобретают западные компании.

То, что Россия является крупной экономической державой, ведущим энергетическим производителем и соседкой Европы, бесспорно. Ясно, что ей многое предстоит сделать для преодоления оставшихся проблем, и она должна вести себя как ответственный гражданин, в соответствии со своим статусом мировой державы. Саммит в Петербурге - это часть, но не конец процесса. Продуктивная G8 требует признания растущего экономического статуса России. Конструктивная G8, которая занимается интеграцией участия правительств и рынков, может требовать соблюдения ряда принципов и правил. Успешная G8 будет полезна России и миру.

Майкл Кляйн - генеральный директор глобальной банковской структуры Citigroup

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru