Общественное недовольство угрожает стабильности арабских правителей, которые ищут политические рычаги
На фоне того как израильская военная операция в секторе Газа набирает обороты, арабские лидеры прилагают усилия к тому, чтобы оказать помощь в разрешении кризиса, а население их стран выходит на улицы в знак протеста против Израиля. Некоторые правительства беспокоятся, что эскалация израильско-палестинских столкновений, в ходе которых погибли как минимум 21 палестинец и один израильтянин, может спровоцировать выступления против арабских правительств во всем регионе.
Кризис, начавшийся 25 июня, когда палестинские боевики захватили израильского солдата, заставил арабские страны, в частности Египет, попытаться выступить посредниками в освобождении солдата. Однако, когда эти дискуссии провалились, арабские лидеры изменили свою позицию, осуждая израильские удары как несоразмерные атаки на палестинцев, не причастных к инциденту.
Хотя арабские страны всегда поддерживали палестинскую борьбу, сейчас ставки высоки как никогда. Опираясь на процветающую экономику, такие государства, как Катар, ищут для себя новую нишу, указывают аналитики, и пытаются позиционировать себя и экономически, и политически как ключевую точку региона и в большей степени выдвинуться на политическую карту мира.
Катар и Кувейт входят в число нескольких стран, которые продолжили помогать новому палестинскому правительству после того, как на январских выборах победила боевая организация "Хамас". Один из крупнейших застройщиков Дубаи, Emaar Properties PJSC, принял участие в разработке планов содействия подорванной палестинской экономике. Израиль и США отказываются иметь дело с палестинской администрацией после выборов.
Противостояние Вашингтона с Ираном и вторжение США в Ирак поставили перед многими арабскими лидерами дилемму: встать на сторону США или поддержать упрямое население своих стран. Эти лидеры - например, египетский президент Хосни Мубарак и эмир Катара шейх Хамад бин Калифа аль Тани - подыгрывают общественному мнению, критикуя США в государственной прессе. Однако в то же время они проводят переговоры в регионе и с международным сообществом в поисках пути разрешения кризиса.
Египет и Саудовская Аравия провели в Эр-Рияде на этой неделе переговоры с целью обсуждения способов сдерживания эскалации, так же как Катар и Сирия. Постоянный представитель Катара в ООН призвал СБ ООН предпринять срочные меры, предупредив, что в противном случае насилие на Ближнем Востоке продолжится.
Некоторые мусульманские лидеры опасаются возможного повторения протестов, которые вспыхнули в этом году после публикации в датской газете карикатур на пророка Мухаммеда. Во всем мире на улицы вышли тысячи мусульман, в некоторых странах жгли посольства, портили собственность и автомобили.
Эти правительства боятся, что полномасштабный конфликт между израильтянами и палестинцами может распространиться и на Сирию. Они также с осторожностью следят за реакцией своего населения, которая дает о себе знать все громче. В Египте президент Мубарак на этой неделе выдвинул солдат к границе с сектором Газа, чтобы заблокировать прохождение 4 тыс. нуждающихся палестинцев. Глава египетского парламентского комитета по иностранным делам предупредил на прошлой неделе, что под угрозой может находиться мирный договор Египта с Израилем, подписанный в 1979 году.
Чтобы дать выход своему чувству неудовлетворенности и разочарованности, население арабских стран мобилизуется при любой возможности, говорят аналитики. В Египте демонстранты начали совмещать причины своего недовольства - антимубараковские и антиинфляционные протесты совмещаются с пропалестинскими митингами.
В Катаре в последние дни сотни протестующих вышли на улицы, чтобы осудить израильскую операцию. В этих демонстрациях принимал участие Мухаммед Тани, администратор катарского аэропорта, несмотря на то, что никогда не участвовал в пропалестинском движении. "Это вопрос арабского единства, - говорит он. - Как арабы, мы должны оставаться вместе в нынешние времена. США и Израиль ухватятся за любую возможность, чтобы вторгнуться в арабскую страну... Если мы не будем выступать вместе единым блоком, у нас не будет никакого шанса".