Его речь была совсем не в духе всесильного шефа российского "Газпрома". В Баку, столице Азербайджана, Алексей Миллер выступал в роли просителя. "Мы понимаем необходимость перехода на европейские цены", - заливался соловьем глава государственного концерна, тем самым объявив о своей готовности покупать газ у бывшей советской республики по более высокой цене.
Москва намерена покупать у Баку весь газ, который будет предложен, заявил "Газпром". В течение многих лет. Сам президент Дмитрий Медведев приехал в четверг в Баку, чтобы придать дополнительный вес просьбе Москвы.
А еще в среду в Баку прибыл старший консультант Госдепартамента США по вопросам Евразийской энергетической дипломатии Стивен Манн, а в апреле здесь были высокопоставленные чиновники из Брюсселя. Все они хотели бы получить весь азербайджанский газ: европейцы - чтобы снизить зависимость от России. Русские - чтобы этого не допустить и не потерять "главное стратегическое оружие - монополию на поставки энергетики в Европу", о чем пишет московское издание "Газета".
Москве срочно нужен газ из Центральной Азии и по другой причине. "Газпром" добывает ежегодно около 550 млрд кубометров газа - столько, сколько нужно Европе. Но более половины жидкого топлива расходуют сами русские, и потребности огромной страны растут. Свои договоры по поставкам "Газпрому" уже сегодня удается выполнять только за счет того, что концерн ежегодно покупает 60 млрд кубометров в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане.
В середине марта главы газовых компаний трех стран сообщили Миллеру, что и в 2009 году "Газпром" сможет покупать у них газ - но по европейским ценам. Раньше - из-за отсутствия альтернативы - бывшие советские республики не могли позволить себе подобной самоуверенности: все газопроводы проходили по территории России.
Все изменилось из-за перспективы появления конкуренции, хотя поддерживаемое ЕС и Вашингтоном строительство газопровода Nabucco, по которому центральноазиатский газ пойдет через Грузию и Турцию в Австрию, будет завершено в лучшем случае к концу 2014 года. Русские, со своей стороны, с прошлого года стали агитировать за конкурентный газопровод (так называемый "Южный поток"), но им уже удалось получить необходимые подписи от Италии, Венгрии, Сербии и Болгарии.
И тем не менее, Москве вряд ли удастся покупать весь центральноазиатский газ, обеспечивая себе монополию. Дело в том, что Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Узбекистан хотят не только продавать его по максимально высокой цене, но и освободиться от своей старой зависимости от Москвы. Азербайджан до 2007 года был даже покупателем "Газпрома", это теперь он стал продавцом - после наращивания объемов добычи на недавно открытом месторождении "Тенгиз", что разбудило интерес "Газпрома".
Однако, если не считать небольшого договора на поставки, заключенного с Болгарией, президент Азербайджана Ильхам Алиев не торопится. Еврокомиссары, представители США и даже Миллер с Медведевым - все они уехали, не заключив договоров на поставки. От Москвы Баку требует не только денег, но и политических изменений, а также поддержки в борьбе с сепаратизмом в Нагорном Карабахе.
Туркмены, кроме того, не забыли, что Россия в 1993 году в мгновение ока перекрыла газопровод, когда Москве не понравилось, что бывший вассал стал продавать газ другим. В 2003 году тогдашний туркменский диктатор в торжественной обстановке подписал договор на поставки газа с Владимиром Путиным - но не соблюдал его условий. Теперь Россия добивается долгосрочных договоров, туркмены же, напротив, настроены на краткосрочные соглашения сроком действия на один год и ведут параллельные переговоры с Китаем, Европой и США.
Весной 2007 года Туркмения подписала с Россией и Казахстаном декларацию о намерениях по строительству нового газопровода, который пройдет по дну Каспийского моря. Сначала подписание договора откладывалось, а затем договорные обязательства Туркмении и Казахстана были сформулированы так пространно, что обе страны имеют возможность продавать свой газ и другим покупателям. И казахи, со своей стороны, ведут переговоры с потенциальными инвесторами о "многосторонней транспортной нефтегазовая политике" - другими словами, прорыв существовавшей до сих пор российской монополии налицо.