Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 июля 2008 г.

Джон Д. Маккиннон | The Wall Street Journal

На саммите G8 - некоторое смятение чувств, но Буш уверен в успехе

В воскресенье мировые лидеры прибыли в Японию для участия в ежегодном саммите "большой восьмерки". Элитный клуб сейчас стоит перед лицом величайших в своей истории преобразований - и величайших затруднений.

Будущее выдвинутого в этом году на первый план проекта по ограничению выбросов парниковых газов вызывает сомнения. Высказывались опасения, что строгие нормы могут стать непосильной ношей для государств с переходной экономикой, оказывающих влияние на G8, и даже повредить некоторым развитым странам, чья экономика переживает не лучшие времена.

На пресс-конференции в воскресенье президент Буш постарался рассеять предположение, что саммит может оказаться безрезультатным. "У меня хорошее чутье насчет того, будет ли саммит G8 успешным, или, может быть, не очень успешным. Так вот, этот будет успешным", - сказал он. Зато хозяин саммита, японский премьер-министр Ясуо Фукуда, был более осторожен в прогнозах относительно возможности достижения основательного соглашения по климату. "Каковы будут итоги - что ж, придется подождать до завершения встречи", - сказал он на совместной с Бушем пресс-конференции.

Участники саммита уверенно идут к подписанию договора о мировых запасах продовольственных продуктов, который должен помочь беднейшим странам справиться с растущими ценами на зерновые. Однако на других фронтах прогресс в последние дни замедлился: разногласия между странами с развивающейся экономикой и старыми участниками G8 всплыли на поверхность, а еще более насущные страхи по поводу мировой экономики интенсифицировались.

Усиление разногласий - та цена, которую G8 приходится платить за сохранение своей значимости. Клуб для избранных, который со временем превратился в "большую восьмерку", зародился в середине 1970 в связи с нефтяным эмбарго 1973 года и последовавшим за ним мировым кризисом. В него традиционно входят США, Япония, Канада и европейские промышленные державы - Франция, Германия, Италия и Великобритания. Россия присоединилась к ним в 1998 году.

Начиная с саммита в Окинаве (2000 год) боязнь глобализации заставляет членов "большой восьмерки" приглашать на свои встречи представителей стран с формирующейся экономикой. А в 2005 году из-за опасений по поводу изменения климата пришлось пригласить представителей Китая, Бразилии, Мексики и ЮАР - с тех пор эти страны постоянно присутствуют на заседаниях "по работе с непартнерами".

И все равно раздаются призывы к расширению G8 и пересмотру ее состава, чтобы привести эту организацию в соответствие с новыми мировыми реалиями. Традиционный состав "уже не располагает могуществом и материальными возможностями, достаточными для того, чтобы улаживать глобальные проблемы", объясняет Карлос Паскуаль, директор программы по международной политике вашингтонского института Брукингз, аналитического центра левого толка. Для разрешения ряда вопросов "стало необходимым участие значительно более широкого круга государств".

Но чем сильнее разрастаются саммиты G8, тем сложнее становится достигнуть консенсуса по ряду фундаментальных проблем. Американские чиновники жалуются, что протекционистские настроения ряда крупных государств с формирующейся экономикой не позволили добиться успеха во время очередного раунда торговых переговоров в Дохе. Присутствие России - влиятельного нефте- и газодобытчика - к тому же затрудняет дискуссию об энергетической безопасности.

Кроме того, ветер перемен навлекает на стоявшие у истоков G8 государства (особенно на США) поток новой и весьма неприятной критики. Президент России Дмитрий Медведев, с которым Буш должен встретиться в понедельник, в последнее время сделал несколько особенно откровенных высказываний, заявив, что США фактически переживают экономический спад и что пришло время пересмотреть мировую "доллароцентричную" финансовую систему.

Председатель саммита Фукуда намерен сыграть роль дипломатического моста между Соединенными Штатами и теми, кто критикует Вашингтон (в частности, в связи с проблемой изменения климата). Американские официальные лица надеялись добиться заключения договора об обязательных промежуточных лимитах по выбросу парниковых газов для всех основных мировых экономик до 2020 года и о долгосрочном плановом пороге в мировом масштабе - до 2050 года. Однако в прошедшие выходные в неофициальных беседах они делились опасениями, что своих целей могут не достигнуть - в том числе из-за сопротивления стран с формирующейся экономикой, таких как Индия. Хотя потребление энергии на душу населения здесь куда ниже, чем в развитых государствах, в стране существует политическая оппозиция ратификации мер по ограничению роста выбросов.

По словам некоторых экологов, администрация Буша и ее союзники вовсе не жаждут прорыва в разработке соглашения по парниковому эффекту. США, утверждают они, пытаются избежать резких ограничений в потреблении энергии в краткосрочной перспективе для себя, тогда как страны с формирующейся экономикой они, напротив, хотят загнать в долгосрочный режим ограничения воздействия на климат, который в конечном итоге поставит их в жесткие рамки.

При наилучшем исходе развивающиеся страны согласятся с необходимостью постановки глобальных целей в долгосрочной перспективе (допустим, одобрят задачу 50-процентного снижения выбросов парниковых газов к 2050 году), а взамен страны-участницы "большой восьмерки" возьмут на себя предварительное обязательство в течение следующего десятилетия или около того задавать тон в борьбе с парниковым эффектом. В таком случае нелегкие переговоры по выработке конкретных норм выброса для каждой страны в отдельности будет отложены до момента заключения договора, который в ООН рассчитывают довести до ума к концу текущего года.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru