"Польское руководство годами ждало саммита НАТО, который бы признал то, что для него - очевидная реальность: подобающий способ ответить все более агрессивной России - это разместить больше союзных войск и вооружений вдоль восточной границы. Но сейчас, когда это должно действительно здесь произойти в ходе двухдневной встречи НАТО на этой неделе, вопрос состоит в том, обратит ли кто-нибудь на это внимание на фоне ошеломляющего выхода Британии из Европейского союза", - пишет в The New York Times журналист Рик Лайман.
"С военной точки зрения этот саммит будет посвящен наращиванию сил вдоль восточной границы, - говорит Михал Барановски, директор варшавского офиса Фонда Германа Маршалла. - Политически - это саммит, посвященный "Брекзиту".
По его мнению, многое из того, что, как ожидается, будет утверждено, уже обсуждалось на более ранних встречах, поэтому внимание, скорее всего, будет сосредоточено на том, как члены альянса, в том числе Британия, будут разыгрывать демонстративное шоу западного единства, невзирая на тень "Брекзита" и ослабление Евросоюза, говорится в публикации.
"НАТО - это последнее существующее европейское учреждение, и это основное связующее звено между Европой и Северной Америкой", - сказал Якуб Григель, профессор по международным исследованиям в Университете Джона Хопкинса и старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики. "Следовательно, НАТО, скорее всего, станет более значимым на фоне ослабления ЕС, поскольку будет продолжать служить механизмом координации и сотрудничества".
"В рамках соглашения, которое, как ожидается, будет ратифицировано в ходе саммита, четыре батальона по 800-1200 человек будут размещены в странах, граничащих с Россией, в формате "постоянной ротации", что сделает присутствие НАТО, в сущности, непрерывным", - сообщает Рик Лайман.
"На предыдущем саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году, вскоре после захвата Россией Крыма, альянс объявил о создании новых сил быстрого реагирования, которые могли бы быстро переместиться в регион, находящийся под угрозой, и, используя предварительно размещенные запасы оружия и техники, задержать вторжение до тех пор, пока сможет прибыть полноценное подразделение НАТО, - напоминает журналист The New York Times. - Но, учитывая продолжающуюся агрессию России, правительства пограничных государств во главе с Польшей и странами Балтии на этот раз настояли на более надежном присутствии".
Польские чиновники заявили, что предпочли бы более масштабные силы НАТО, но на данный момент довольны тем, что есть. "Это хороший компромисс между желаемым и возможным", - заявил Томаш Шатковский, заместитель министра обороны Польши.
"Что Польше нужно и чего реалистично ожидать - это разные вещи, - сказал Роман Кузняр, профессор Института международных отношений Варшавского университета и бывший советник президента по международным делам в предыдущем правительстве. - Цифры довольно символические, но, очевидно, очень важно, что эти войска будут находиться здесь".
"Более общий вопрос, по мнению Кузняра, состоит в том, как Польша и другие приграничные государства ответят на "новую стратегическую реальность", в которой войска НАТО будут размещены на их территории, хотя и не в тех количествах, которых они хотели", - говорится в публикации. "Создадут ли они свои собственные, более эффективные силы и потенциал территориальной обороны? - спрашивает эксперт. - Будут ли они стремиться получить наступательные вооружения, чтобы угрожать российским владениям? Или каким-то образом примирятся с Россией?"