Китай готовится установить новый рекорд. В субботу национальной футбольной сборной предстоит играть со страшной Бразилией. Ожидается, что трансляцию матча будут смотреть 400 млн. китайцев - рекордное количество зрителей в истории телевидения страны.
"Пока Чемпионат мира привлекает огромную аудиторию, - говорит Пьер Гасто, директор телевизионного рейтингового агентства CSM, совместного предприятия китайского Центрального консалтингового центра по изучению зрительского интереса и британской компании Taylor Nelson Sofres Group. - Мне кажется, что следующая игра, матч Китая и Бразилии, выйдет на первое место по результатам этого года. Разумно ожидать, что ее будут смотреть 300-400 млн. человек".
Такие высокие рейтинги могут стать золотой рекламной жилой для государственного национального канала China Central Television (CCTV), который заплатил $25 млн. за права показывать турниры 2002 и 2006 гг. За минуту рекламы во время игр сборной Китая крупным рекламодателям приходится платить $300 000. За время Чемпионата мира 2002 г. канал рассчитывает получить около 60 млн. долларов прибылей.
Однако популярность Чемпионата мира заставила обратить внимание на хроническую проблему китайских телевизионщиков: пиратство. По данным неформального опроса, проведенного в 39 региональных кабельных компаниях исследовательской группой Zenith Media, почти половина компаний крадет сигнал CCTV, не покупая прав, или вырезают общенациональную рекламу и вместо нее вставляет свою собственную, местную.
Иностранные телекомпании много лет жалуются на рекламное пиратство. Больше всего пострадали два гонконгских телеканала, программы которых пользуются большой популярностью у жителей соседней китайской провинции Гуанчжу. Местные кабельные каналы принимают сигнал, передающийся гонконгскими станциями, ждут перерыва в программе и показывают вместо гонконгской рекламы свои собственные ролики. Сейчас некоторые небольшие кабельные компании на северо-востоке Китая делают то же самое во время матчей Чемпионата мира, который транслирует CCTV.
Чтобы защитить своих рекламодателей CCTV принял беспрецедентные меры - он "стыдит" пиратские телеканалы, рассказывая телезрителям о том, чем они занимаются. Государственное управление по радио, кино и телевидению тоже пришлось вмешаться. Управление попросило провинциальные телеканалы прекратить красть сигнал CCTV.
"Удивительная ситуация - национальный канал в эфире заявляет: "Мы узнали, что такие-то и такие-то станции вставляют свою собственную рекламу. Пожалуйста, не делайте этого". В Китае это означает потерять репутацию, - сказал один из работников телевидения. - Здесь очень хаотичный, "ковбойский" рынок. В силу огромной популярности Чемпионата мира, пираты пользуются трансляциями матча как никогда активно".