В Кремле готовы кричать о "российском чуде", которое происходит после десятилетнего кризиса: постсоветская экономика никогда не демонстрировала таких высоких показателей. 2003 год был закрыт с ростом 7% и профицитом 1,7%. В первые четыре месяца нового года наметился рост 8%. Резервы ЦБ, истощенные после дефолта 1998 года, достигли 90 млрд долларов, почти все отрасли промышленности растут, а потребление переживает настоящий бум, который за двенадцать месяцев привел к удвоению целых сегментов рынка. С нефтью, приближающейся к отметке 42 доллара за баррель, Россия, которая борется с Саудовской Аравией за звание первого экспортера нефти в мире, предвкушает в ближайшие годы процветание.
Однако цифры, пусть даже такие блестящие, продолжают оставаться всего лишь цифрами. Гораздо более важно изменение отношения международных игроков. Имидж России как страны очень высокого риска, нестабильной, коррумпированной и бедной, куда отваживались идти лишь мультинациональные корпорации, которые могут себе позволить поставить на кон пару миллиардов, да аферисты, готовые схватить деньги и убежать, медленно исчезает. И это уменьшение риска можно ощутить по доходности государственных ценных бумаг, которая начала падать.
Прямые иностранные инвестиции в 2003 году достигли скромной суммы 5,3 млрд долларов (десятая часть от инвестиций в Китай), но это все равно в два раза больше, чем в 2002 году, и тенденция сохраняется и укрепляется: по информации компании Ernst&Young, каждый десятый европейский инвестор планирует включить Россию в свой портфель. Рынок из 150 млн человек, быстро растущий и жаждущий потребления, нельзя игнорировать. Повышение рейтинга агентством Moody's и только что полученное согласие Брюсселя по вступлению в ВТО короновали четырехлетнюю лихорадочную коммивояжерскую деятельность Владимира Путина.
Предпосылки для "чуда", выражаясь словами Путина, похоже, есть, и российский президент только что объявил, что цель удвоить ВВП за десять лет (которая бы вывела Россию на уровень Португалии) можно достичь к 2010 году. Но это, быть может, слишком смелый прогноз: министерство экономики, центр путинских экономических реформ, в своих прогнозах в 2004 году предусматривает увеличение всего на две десятых и рост, который в лучшем случае будет в ближайшие годы составлять 6 процентов. Но этого недостаточно, чтобы достичь целей, поставленных Путиным.
"Не то чтобы невозможно, но это требует изменения политики на уровне предприятий и государства. Нужны стратегические решения", - говорит эксперт министерства экономики Андрей Клепач, объясняя, что он имеет в виду: проблема в нефтепроводах, низкая пропускная способность которых ограничивает российских экспорт.
Экономика основана на нефти, так же как и политика. Охота на нефтяных олигархов, открытая Путиным, уже привела самого богатого россиянина Михаила Ходорковского в тюрьму, а его компанию ЮКОС, компанию номер один в стране, на грань банкротства. Многие аналитики согласны в том, что чудесный рост связан лишь с нефтью, которую качают из недр Сибири. Промышленный рост обеспечивают добывающие сектора и металлургия, а потребление электричества - косвенный показатель роста промышленной деятельности - в последние месяцы выросло лишь на 0,3 процента.
Легкая промышленность постоянно падает. Финансовый сектор находится в зачаточном состоянии, объем сделок на бирже сократился процентов на двадцать по сравнению с прошлым годом. Арест Ходорковского и возможное банкротство ЮКОСа отпугнули инвесторов от российских "голубых фишек", две трети которых находятся в энергетическом секторе. Заключение о конкурентоспособности негативное.
"Рано или поздно, - говорит Василий Солодкой с кафедры банковского дела Высшей школы экономики, - импортные товары, лучшие по качеству и цене, остановят национальное производство. Россия не имеет других конкурентных преимуществ, кроме нефти".
Но Кремлю нефти пока больше чем достаточно, и речь уже идет о новых оценках, которые якобы утроят разведанные запасы с 60 до 180 млрд баррелей, нарушив все равновесие на глобальном рынке.
Сразу же после переизбрания Путина Кремль принял ряд жестких реформ, затраты на которые должны будут амортизировать доходы от нефти. С 2005 году уменьшится НДС и страховые взносы работодателей. И как раз несколько дней назад правительство объявило о сокращении многочисленных социальных льгот, которые будут заменены на надбавки к пенсиям и пособиям. Деньги на эти надбавки дадут новые налоги на нефтяные компании, которые принесут в государственную казну по крайней мере 3 млрд. долларов.