В конце мая в Фулаэрцзи, индустриальном центре на северо-востоке Китая, восемь рабочих рыли котлован под здание будущего супермаркета. Внезапно лопата одного из них наткнулась на ржавый бидон. Через несколько часов все восемь рабочих были доставлены в больницу на скорой помощи. Прибывшие на место солдаты в костюмах химзащиты извлекли обнаруженный предмет из земли. Через два дня все газеты вышли под шапкой: "Химическое оружие японской армии вновь выходит на поверхность". В этот раз обошлось без жертв. Но десятью месяцами ранее в 30 км отсюда, в 5-миллионном городе Цицихар обнаружение контейнеров с горчичным газом, брошенных японцами в 1945 году, , большом городе привело к смерти человека и дипломатическому кризису.
За последние несколько дней химические боеприпасы было обнаружены и в двух других местах. Еще раньше было известно об "отряде 731", в котором армия микадо проводила эксперименты того же рода, что и опыты в Освенциме. Сегодня выяснилось, сколь масштабной была программа по созданию оружия массового поражения, которым занимался "отряд 516", базировавшийся в Цицихаре. Китайские историки считают, что под землей еще находится 2 миллиона единиц подобного оружия. После оккупации, во время которой в Китае погибло 10 миллионов человек, прошло уже шестьдесят лет, но исторический спор все еще далек от разрешения. В то время как европейцы братаются, вспоминая о пляжах Нормандии, китайская ненависть к Японии сильна как никогда.
Тянь Яцзюнь испытывает тревогу: "Эти вещества очень опасны. Кто знает, не отравлена ли наша вода? Кто знает, не попала ли отрава в наши жилища за все эти годы?" Вместе с несколькими соседями она показывает нам то место, где рабочие обнаружили бидон с горчичным газом, который шестьдесят лет назад бросили разгромленные японские войска.
"Японские черти". В этом жилом квартале Фулаэрцзи языки развязываются неохотно. Начальник стройки запретил рабочим рассказывать об инциденте, опасаясь, что вся эта история повредит его бизнесу. Местные жители гадают: не идет ли речь о государственной тайне? "Какая тайна? - возмущается юноша. - Это преступление японских чертей. И весь мир должен об этом знать!" В Манчжурии, которая в 1931-1945 годах была колонией Японии, японцев повсюду называют чертями. Как во времена оккупации.
В августе 2003 года канистры с тем же горчичным газом были найдены в городке неподалеку от Цицихара. Находка стоила жизни мусорщику, еще 48 человек получили отравление. Пекин заявил решительный протест японским властям. Те выплатили жертвам инцидента компенсацию в 2,8 миллиона долларов и обещали помочь Китаю установить местонахождение 700 тысяч снарядов, покоящихся в земле на всей территории страны. Китайцы оценивают их количество в 2 миллиона.
В Цицихаре базировался "отряд 516" японской армии, специализировавшийся - в полном противоречии с международным правом - на разработке и создании химического оружия. Сейчас, когда Китай активно строит, такого рода находки встречаются чаще, чем раньше, порождая новые всплески антияпонских настроений в китайском обществе.
Череда инцидентов. В последнее время инцидентов стало больше. В сентябре прошлого года оргия, устроенная несколькими сотнями японских туристов в Чжухае как раз на 72-ю годовщину оккупации Китая, вызвала ярость китайских СМИ. Месяцем позже после спектакля, в котором имелась сцена истребления китайцев, в городе Сиань развернулась настоящая охота за японскими студентами. Новогоднее посещение премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми кладбища, где захоронены главные японские военные преступники (в действительности Коидзуми посетил синтоистский храм Ясукуни, построенный в честь японских военных, погибших в сражениях XIX-XX веков. - Прим. ред.), вызвало новую волну критики. Не так давно высадка китайских ультранационалистов на остров, являющийся предметом спора между двумя странами, вызвала бурную патриотическую кампанию в Пекине.
Китайский национализм. Япония несет свою долю ответственности за эскалацию напряженности. Будучи не в состоянии принести официальные и искренние извинения китайскому народу за преступления прошлого, Токио отказывается от возмещения ущерба за эти злодеяния (хотя Япония предоставила Китаю экономическую помощь на миллиарды долларов). В конце мая Верховный суд Токио, например, вновь отказался в выплате компенсаций китайцам, угнанным в Японию на принудительные работы, сославшись на истечение срока давности по этим преступлениям. Всего в Японию было депортировано около 40 тысяч китайцев, из которых 7 тысяч умерли.
Китайские власти долго эксплуатировали эти настроения, разжигая национализм. В китайских фильмах японских солдат до сих пор изображают как кровожадных насильников с гитлеровскими усиками. Многие представители интеллигенции и правительственные чиновники хотели бы перевернуть эту страницу истории во имя нового китайско-японского и даже паназиатского экономического партнерства, которое могло бы противостоять влиянию США. В прошлом году Токио был главным торговым партнером Пекина.
Однако Коммунистическая партия Китая боится вызвать раздражение у населения. Китайские интернет-пользователи используют любую возможность для нападок на Японию. Прошлогодний опрос показал, что 90% китайцев считают Японию главным врагом. Недавно 82 тысячи человек подписали петицию против строительства японцами железнодорожной линии Шанхай - Пекин.
Неоднозначное наследие. Впрочем, японская оккупация была не только синонимом огня и крови. Северо-восток, главную промышленную базу маоистского Китая, первыми начали осваивать именно колонизаторы, о чем свидетельствует старый вокзал Цицихара. На здании, представляющим собой шедевр фашистской архитектуры, до сих пор красуется надпись "Да здравствуют идеи Мао Цзэдуна!", сделанная красными буквами. Главный мост через реку Нэнь на южной окраине города тоже построен японцами.
В Фулаэрцзи армия устроила склад для хранения найденного японского химического оружия. Солдаты отказываются разговаривать с журналистами. Однако житель городка считает, что угроза не так уж страшна: "Прошло столько времени, что это оружие сегодня уже не опасно. Нет никаких причин волноваться".