С минувшей субботы американская нация поминает человека, "превратившего Белый дом в место, где народ мог узнать себя". Американские телеканалы поют оду Рональду Рейгану, его веселому характеру и той роли, которую он сыграл в ниспровержении коммунизма. За последние 32 года так не отмечалась кончина ни одного бывшего президента. Смерть Линдона Джонсона (1973) и Ричарда Никсона (1994), людей циничных и не пользовавшихся особым уважением, - не в счет. Последний популярный президент умер в 1972 году: им был Гарри Трумен.
Рейган был человеком, который дал такой сильный толчок советскому блоку, что тот рухнул. Это также был человек, который сместил центр тяжести американской политической жизни вправо. Он вернул консерватизму почетный статус в США. Республиканская партия, которой никсоновская трагедия нанесла тяжелый удар, блуждала в поисках идеологии. Рейган с горсткой "неоконсерваторов", вышедших из демократического лагеря, предложил американцам простую программу, в основе которой лежали две идеи: снижение налогов и антикоммунизм.
Его любимый лозунг - "государство - это не решение, государство - это проблема" - повторяют с тех пор все кандидаты в конгрессмены от республиканцев. Рейган также надолго изменил идеологическую окраску судебной системы: в годы своего правления он назначил более 350 судей, в том числе двоих - в Верховный суд. Правосудие стало более суровым к преступникам, более благосклонным к бизнесменам.
Простые люди. Истинной моделью для Джорджа Буша-младшего как президента является не его отец, а Рональд Рейган. Как и 40-й президент США, Буш завоевал Белый дом в образе честного ковбоя, не очень разбирающегося во внешней политике. Как и Рейган, он обещал увеличить военные расходы и снизить налоги. Как и бывший актер, он пытается обращаться к "настоящим американцам", представая перед ними в образе простого человека, полного юмора и чувства здравого смысла, политика, который "что говорит, то и делает".
И, подобно Рейгану, он как можно чаще ездит на свое ранчо. И если 40-й президент "ниспроверг коммунизм", то он, Буш, клянется "победить терроризм". Подражание ощущается даже в лексике: Рейган обличал "империю зла" (СССР), Буш сказал об "оси зла" (Ирак, Иран, Северная Корея). Наконец, подобно Рональду Рейгану, при котором государственная задолженность возросла втрое, Буш без стеснения увеличивает дефицит государственного бюджета.
Объединить Америку. Однако на этом сходство заканчивается. Буш - не Рональд Рейган. Он не "сэлф-мэйд-мэн": он - "сын". Рейган был гораздо терпимее Буша: он не навязывал американцам свою веру. Когда он продавал им свою политику, он говорил: "Это утро в Америке", тогда как Буш, играя на чувстве страха, все время твердит им о грядущих "трудных днях" и повторяет, что "Америка находится в состоянии войны".
Рейгану удалось объединить Америку своим идеализмом и своей харизмой, вернуть ей веру в будущее после Вьетнама, Уотергейта и безвольного правления президента Картера. Политика Буша, по крайней мере до сегодняшнего дня, приводила к противоположному результату. Она разделила Америку на два антагонистических лагеря. И все чаще Буша сравнивают не с президентом оптимистом 1980-х годов, а с мрачным лидером конца 1960-х - Ричардом Никсоном, одержимым манией секретности, стремившимся контролировать информацию и склонным к военным авантюрам.