Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 июня 2004 г.

Конал Уолш | The Observer

Запад рассчитывает на Россию в разрешении кризиса

Выручит ли нас из беды Владимир Путин? Президент России, возможно, испытывает некоторое злорадство в связи с растущим нефтяным кризисом. Высокие цены на нефть способствовали подъему экономики России в последнее время: доходы от нефти и газа в прошлом году составили 25 процентов российской экономики. Меньше всего Кремлю сейчас нужно дешевое топливо.

По крайней мере - слишком дешевое. Если бы нагрянул настоящий нефтяной дефицит, мало для кого это стало бы таким же бедствием, как для десятков миллионов россиян, зябнущих в самом холодном на Земле месте. И здесь западная экономика, страдающая от кризиса и дефицита наличности, представляет угрозу для России.

Мало того, Путин всегда причислял себя к горячим сторонникам антитеррористической войны Буша, и можно ожидать от него проявления солидарности с США против "Аль-Каиды", особенно если это в очередной раз даст ему дипломатическое прикрытие для уничтожения чеченских сепаратистов. Главный вопрос не в том, захочет ли Россия прийти на помощь Западу, а в том, есть ли у нее такие возможности.

Это, разумеется, целиком зависит от масштаба проблем на Ближнем Востоке и от того, насколько апокалиптичны наши теории. Но пока все говорит в пользу того, что потенциал России очень высок. Большинство аналитиков считают, что нефтяные запасы России значительно больше, чем считалось раньше.

Статистический отчет компании BP сообщает о 60 млрд баррелей подтвержденных резервов. Но некоторые другие компании пересмотрели свои прежние оценки в сторону увеличения, Brunswick UBS говорит о возможной цифре в 180 млрд баррелей. Если это утверждение верно, то Россия - на втором в мире месте по запасам нефти после Саудовской Аравии, запасы которой, по оценкам, равны 300 млрд баррелей.

Россия и ее соседи по Каспийскому региону уже занимают первое место в мире по производству газа. "Я считаю, что к концу десятилетки запасов углеводородного сырья в России будет на 50 процентов больше, чем сейчас в Саудовской Аравии", - сказал недавно Пол Коллисон, старший аналитик Brunswick UBS.

В то время как Shell пришлось пересмотреть оценки своих запасов в сторону уменьшения из-за строгих правил учета в США, те же самые правила, по мнению аналитиков, позволят России более свободно осуществлять оценки. Но сначала потребуется больше геологоразведочной работы.

Неопределенность, связанная с российскими нефтяными резервами, частично относится к неблагоприятной местности - в России добыча и транспортировка нефти обходится в четыре раза дороже, чем на Ближнем Востоке. Как сказал один эксперт, "в одном случае нужно бурить вечную мерзлоту сибирской земли, а в другом - смахнуть слой песка".

России для развития индустрии необходимы западные капиталы и инвестиции, но эта страна все еще остается ненадежным местом для посторонних.

Например, сейчас зарегистрированная на рынке независимых инвестиций британская нефтяная компания Sibir Energy пытается установить, куда делись акции стоимостью в 100 млн фунтов российского нефтяного рынка, которые ей, как казалось, принадлежали. А совместное предприятие BP/ТНК стоимостью в 13 млрд долларов недавно настигла тревожная новость, что российские партнеры хотят выйти из сделки раньше срока.

Среди московских политических комментаторов найдется много таких, которые скажут, что Михаил Ходорковский, бывший глава ЮКОСа, заключенный прошлой осенью в тюрьму при драматических обстоятельствах, был схвачен по причине желания Путина взять под контроль "грабительский капитализм" и сделать Россию более благоприятным местом для ведения бизнеса.

Но в той же мере этот инцидент напоминает нервным иностранцам о непредсказуемости капризной российской судебной системы. По мере того как тучи над ЮКОСом сгущаются, некоторые все больше опасаются, что долгосрочная цель Путина - "ресоветизировать" российскую экономику.

Это предположение, возможно, некоторая натяжка, но, если Путин действительно стремится держать нефтяную промышленность подальше от лап иностранных компаний, он не многим отличается от саудовских шейхов.

Но России придется взять на себя разработку не одного нового проекта, если мировая экономика возьмет на вооружение ее обширные запасы нефти и газа. Чтобы заменить Саудовскую Аравию в роли поставщика номер один, ей нужны инвестиции того же уровня, что и в Саудовской Аравии. А в 2002 году в Россию было привлечено лишь 4 млрд долларов иностранного капитала - меньше, чем в Чехию.

Источник: The Observer


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru