Тактика противников саммита проста, но, тем не менее, для полиции она стала сюрпризом: тысячи людей несколькими колоннами пошли лесами и полями - мимо полицейских, которые не смогли остановить эту массу
Ранним утром Том и Нильс собрались в дорогу, пешком. От цели, Хайлигендамма, их отделяет десяток километров. Их настоящие имена мы называть не будем, Том и Нильс - этого достаточно. Никто из обитателей лагеря в Редделихе, где собрались противники саммита, не хочет говорить, как его зовут. По данным администрации лагеря, свои палатки тут разбили пять тысяч противников процесса глобализации. Они выступают, прежде всего, против глав и правительств государств "большой восьмерки", которые, по их мнению, делают все неправильно: недостаточные усилия по защите климата, недостаточная помощь странам третьего мира, слабое стремление к разоружению.
Том и Нильс входят в число примерно 10 тысяч человек, которые хотят указать лично высокопоставленным дамам и господам на границы их власти. Для этого они, несмотря на яркий солнечный день, обулись в ботинки на толстой подошве, надели на плечи рюкзаки с водой и едой, а на руках черным и красным записали телефонные номера службы скорой адвокатской помощи и организаторов, которые в случае ареста пообещали обеспечить первую помощь.
Оперативное совещание в цирковом шатре
Они хотят перекрыть подъездные пути к Хайлигендамму, мирным образом, подчеркивают они. Они не принадлежат к так называемому Черному блоку, левым радикалам, говорят Том и Нильс.
Однако кто куда входит и почему, в лагере понять сложно. Иногда левые радикалы переодеваются прямо на месте проведения демонстрации, натягивая на себя черные пуловеры с капюшонами, черные колпаки, солнечные очки и обвязывая нижнюю часть лица черным платком.
"Кто хочет заниматься чем-то иным, а не блокадой, пусть остается тут", - кричит в микрофон организатор кампании Block G8. В большом цирковом шатре, установленном в лагере, собрались представители групп, участвующих в блокаде. На оперативном совещании присутствует несколько сотен человек. Они объявляют о цели Block G8 - это мирная блокада саммита. Полиция - не противник, подчеркивают они. Блокада должна пройти мирно. Если мероприятие выйдет из-под контроля, оно будет прекращено. Сразу же.
Организаторы Block G8 держат в руках желтые, синие, зеленые и оранжевые флаги. Они формируют фаланги и указывают дорогу к месту блокады: прямо к липовой аллее, подъездному пути к месту проведения саммита в Хайлигендамме. Том, Нильс и Айлин вместе с сотнями других противников саммита окружили палатку. Выступить собираются 2000 человек, говорит представитель Block G8 Кристоф Кляйне. Распространился дикий слух: полиция окружила лагерь водометами, выйти из него невозможно. Но это неправда, вокруг нет ни одного полицейского. Через задний вход лагерь покидает несколько тысяч человек и направляется к месту проведения блокады.
В течение получаса они движутся без помех. Том и Нильс хором горланят: "Коммунизм, ша-ла-ла, ша-ла-ла", " Alerta Antifaschiste" (Осторожно, идут антифашисты). Внезапно из мегафона раздается: "Быстрей, быстрей, подтянитесь". Вдалеке уже видно полицейских. На дороге, идущей через лес, выставлен пост, человек сто. Пройти тут никто не должен.
Через лес
Но расчеты полиции оказались неверными. Вместо того чтобы вступить в конфликт с полицейскими, Том и Нильс вместе с группой товарищей сворачивают в лес. И идут напрямую. В лес ныряет около пяти тысяч противников глобализации. Полицейские остаются на своем посту, в их глазах сквозит растерянность. А что им еще остается.
Все идет так, как и представляли себе организаторы Block G8: колонна минует полицию без столкновения с силами правопорядка.
Длинная вереница людей лесами и полями продолжает движение к месту блокады. Некоторые несут соломенные матрасы, чтобы было не так жестко сидеть. Пакеты с едой, напитки, солнцезащитный крем, дождевики, туристические коврики - все при них. Со знаменами, сшитыми собственноручно и испачкавшимися во время лесного похода, они походят на солдат времен крестьянских войн.
Приблизившись к намеченному месту, пять тысяч человек выстраиваются в цепь. Они ждут, что полиция попытается их задержать. Однако ни одного полицейского не видно. В то, что отпора не будет, не могут поверить даже организаторы. "Я не думаю, что они не рассчитывали на то, что нас будет так много", - говорит Леа Фойгт. В ход пошли соломенные матрасы, демонстранты расселись прямо на дороге. Главное теперь, чтобы все прошло мирно.