Обама наладил с Россией диалог по ряду ключевых проблем, отмечает Time. "Но диалог с Кремлем зашел в тупик, когда на позапрошлой неделе пришло время для беспрецедентной встречи на тему прав человека с участием российских и американских официальных лиц, а также правозащитников", - пишет корреспондент Саймон Шустер.
По инициативе Кремля переговоры прошли во Владимире - символе нарушений прав человека в прошлом, пишет издание, напоминая, что во Владимирском централе сидели диссидент Владимир Буковский и американский пилот Пауэрс. Переговоры также проходили под знаком недавнего скандала вокруг смерти юриста Магнитского, пишет издание. Глава делегации США Майкл Макфол посетил мать Магнитского, а также встретился с правозащитниками, оппозиционерами, журналистами и блоггерами. В день встречи во Владимире, 27 мая, была также опубликована новая "Стратегия национальной безопасности" Обамы, где подтверждается приверженность США делу демократии, прав человека и верховенства закона, отмечает автор.
"Переговоры во Владимире должны были стать первым экзаменом для этих новых обязательств, встреча казалась историческим шансом: представители Белого дома и Кремля еще никогда не встречались в России конкретно для обсуждения прав человека", - пишет он. Однако в интервью журналу участник переговоров Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в России, сказал, что американцы почти ничего не критиковали. По его словам, Макфол попытался заговорить о российской избирательной системе, но ему сказали, что этот вопрос еще не созрел, и на этом тему оставили. Стороны лишь предались легкой самокритике, заметил Лукин: "Раз они нас не критиковали, то и мы их - тоже".
Макфол в интервью заметил, что у него сложилось иное впечатление: для начала в Москве американская делегация напрямую пообщалась с активистами и оппозицией, некоторых из которых даже пригласили во встречу во Владимир. Дискуссию он назвал откровенным обменом мнениями. "Но некоторые российские активисты, участвовавшие в переговорах, были разочарованы, причем скорее твердолобостью Суркова, чем благодушием Макфола", - пишет газета. По словам Светланы Ганнушкиной, Макфол действительно попытался поднять ряд проблем с соблюдением прав человека, но его попросили не превращать переговоры в допрос. "К сожалению, мои сограждане, находящиеся у власти, страдают таким сильнейшим комплексом неполноценности, что не терпят продолжения таких дискуссий", - сказала Ганнушкина.
У Обамы будет еще один шанс поднять эти вопросы: вскоре Медведев нанесет визит в США. "Но поскольку от улучшения отношений с Россией зависит очень много, Обама, возможно, пойдет на попятный", - пишет автор, замечая, что это оттолкнет от американского президента многих правозащитников и поборников российской демократии.