В своей статье обозреватель австрийского издания Die Presse Эдуард Штайнер проводит параллели между современной Россией Владимира Путина и Россией эпохи Николая I. Так, пишет автор, за последний год, который войдет в постсоветскую историю страны как "год особого законодательства", Владимир Путин затянул гайки и запустил "дисциплинирующую машину" для своих "подданных". Изменения, говорится далее, коснулись сразу трех сфер - религиозной, светской и национальной.
Что касается религии, отмечает Штайнер, то тут требуется особая дисциплина. В конце мая Госдума приняла закон о защите чувств верующих. Член президентского совета по правам человека Александр Верховский считает, что из-за неточностей в формулировках новый закон приведет к увеличению количества обвинительных приговоров. Отныне "общественные мероприятия, выражающие очевидное неуважение к обществу и оскорбляющие чувства верующих" будут подвергаться уголовному преследованию и заканчиваться сроком в лагере. Как известно, поводом для принятия закона послужило выступление участниц панк-группы Pussy Riot, попросивших Богородицу в ходе своего молебна в храме Христа Спасителя прогнать Путина.
В светской сфере аналогом закона о защите чувств верующих стали законы об иностранных агентах и запрете пропаганды гомосексуализма. Тут власти, подчеркивает журналист, попали точно в цель, ведь по данным института изучения общественного мнения "Левада-Центр", подавляющее большинство россиян настроено против гомосексуалистов и выступает против финансирования НКО из-за рубежа.
Также, продолжает автор, в стране отмечается "возврат к собственной истории и всему национальному". Как считает политолог Алексей Макаркин, в России полным ходом идет процесс нового осознания Запада как "оплота дурного влияния". Даже Московский центр Карнеги пришел в своем анализе к выводу, что "в России усиливаются изоляционистские тенденции и что Россия больше не считает Европу и европейские ценности оптимальной для себя моделью развития". Закон о "национализации элиты", предусматривающий введение запрета для российских чиновников на иностранные счета и недвижимость за границей, лишь подтверждает это.
В определенном смысле, подытоживает Штайнер, Владимир Путин "оживил национальную доктрину, сформулированную 180 лет назад министром народного просвещения Сергеем Уваровым во время спора славянофилов с западниками". Заключалась она, как известно, в триаде "православие, самодержавие, народность". Только вот как раз в тот период, подчеркивает Die Presse, Россия и получила нелестное прозвище "жандарм Европы".