МПС России может быть преобразовано в операционную компанию уже в первой половине следующего года, при этом непосредственно у правительства останутся только управленческие функции. Таковы планы министра путей сообщения.
В своем интервью Николай Аксененко заявил, что хочет в 2002 году создать единую государственную компанию, в состав которой войдут железнодорожная инфраструктура, грузовые и пассажирские перевозки, в то время как в ведении государства будут находиться управленческие функции, включая определение тарифов и обеспечение безопасности.
Аксененко хочет также ввести рыночную конкуренцию в сфере обслуживания железных дорог и в ближайшие 2-3 года увеличить количество грузовых составов, принадлежащих коммерческим операторам с 21 до 60% на условиях равного доступа для всех.
Тем не менее, по его словам, важно иметь единую государственную компанию, занимающуюся всеми вопросами, касающимися деятельности железных дорог, поскольку это уменьшит операционные издержки. Он исключил возможность покупки акций этой новой компании частными инвесторами.
Высказывания Аксененко следует рассматривать в контексте его попыток договориться с министром торговли и экономического развития Германом Грефом о том, как следует проводить реструктуризацию железных дорог - они должны это сделать до 1 апреля (таков конечный срок).
Для оказания помощи в подготовке соответствующих предложений МПС привлекло консалтинговые фирмы "McKinsey" и "Arthur Andersen". Говорят, что они разделяют точку зрения Аксененко, что не следует осуществлять реформу слишком быстрыми темпами, учитывая трудности в вопросе сокращения расходов (на железных дорогах сейчас занято 2 млн. человек).
Между тем, создается впечатление, что Грефу кажется предпочтительной более скоротечная реструктуризация, которая приведет к созданию различных операционных компаний, с целью обеспечения большей прозрачности.
"Мы должны работать в соответствии с принципами рыночной экономики, но мы хотим избежать любых социальных проблем, - отметил Аксененко. - Мы хотим попытаться избежать ошибок, допущенных при реструктуризации в других областях. Я против шоковой терапии".
МПС уже имеет на руках 75% акций коммерческого банка под названием "Транскредит", и оно инвестировало 1.2 млн. долларов в строительство современной телефонной сети протяженностью 49 000 км (оно почти завершено), которая может принести существенный доход в конкурентной борьбе с другими телекоммуникационными провайдерами.
По словам Аксененко, превращение значительной части МПС в операционную компанию должно позволить железным дорогам привлечь капиталы из частного сектора, при этом не будет необходимости в государственных гарантиях, обеспечить более гибкую систему оплаты труда сотрудников и руководителей, а также более четко определить правовые рамки, в которых придется действовать.
Он подчеркнул, что в будущем министерство не будет играть важной финансовой роли, а в основном будет отвечать за нормальное функционирование обычных железнодорожных служб.
По словам Аксененко, в прошлом году доход от грузовых перевозок составил 52 млрд. рублей, в то время как на покрытие убытков от пассажирских перевозок потребовалась субсидия в размере 26 млрд. рублей.
Недавно правительство изменило механизм определения железнодорожных тарифов, передав эту функцию правительственной комиссии во главе с вице-премьером Виктором Христенко. "Правительство всегда вмешивалось в определение тарифов, - подчеркнул Христенко. - Я не могу сказать, что я рад, что мне самому не приходится принимать решения, но в составе комиссии это делать всегда легче".