Долгие годы бывший сотрудник ЦРУ Джек Платт терзался сомнениями, кто же выдал бывшего майора КГБ Геннадия Василенко - его бывшего противника, впоследствии ставшего другом и деловым партнером.
В разгар холодной войны Платт входил в состав группы сотрудников ЦРУ и ФБР, пытавшихся завербовать Василенко.
Работая в качестве сотрудника КГБ в Вашингтоне и Латинской Америке в 70-80-е годы, Василенко неоднократно отклонял американские предложения, отделываясь лишь пустыми разговорами. На жаргоне ЦРУ он был агентом "в разработке", отобранным для вербовки, но еще не завербованным. Платту он понравился, и в конце концов они стали друзьями.
Однако КГБ как-то узнал об их отношениях, и в январе 1988 года Василенко был арестован в Гаване и отправлен в СССР. Там его допросили и заключили под стражу. После освобождения и исключения с позором из рядов КГБ он стал спокойно налаживать новую жизнь в Москве.
Вчера в одном из интервью Платт заявил, что давно чувствовал свою вину за то, что Василенко был арестован, хотя он так и не стал шпионом. Его терзания были вызваны тем, что какой-то "крот" в американской разведке сообщил Москве, что Василенко пытаются завербовать.
Раньше думали, что это дело рук Олдрича Эймса - сотрудника ЦРУ, арестованного в 1994 году за шпионаж. Но новые факты указывают на Роберта Филипа Ханссена - сотрудника ФБР, арестованного за шпионаж в прошлом месяце.
65-летний Платт, оставивший службу в ЦРУ в 1888 году - вскоре после того, как он узнал об аресте свеого русского друга - давно задавался вопросом, кто мог выдать Василенко.
Казалось, что ответ на этот вопрос дал арест Эймса в 1994 году. Эймс выдал много русских агентов, работавших на ЦРУ и ФБР, и многие эксперты считали, что одним из них был Василенко, который в ЦРУ проходил под кодовым наименованием "Glazing".
Платт всегда относился к этому объяснению скептически. После разговора с Василенко, состоявшегося после окончания холодной войны, он убедился, что КГБ интересовалось у Василенко информацией об отчете о своих встречах с Василенко в Гайане, который в октябре 1987 года составил Платт. Эймс был направлен в представительство ЦРУ в Риме в то время, когда Платт писал этот отчет, и Платт считает, что он вряд ли имел к нему доступ.
"У меня есть собственное мнение о том, сделал ли это Эймс или нет,- говорит Платт,- поскольку в то время, когда информация о моих контактах с Василенко была передана русским, Эймс находился в Риме, и, вероятно, он тут ни при чем."
Теперь Платт говорит, что, по его мнению, арест Хансена проливает новый свет на то, как Москва узнала о его отношениях с Василенко. В письменных показаниях, данных под присягой, находящихся в распоряжении федерального суда, говорится, что Ханссен, использовавший псевдоним "В", оставил для русских пакет, в котором находился отчет о состоявшейся в октябре 1987 года встрече с ценным источником, проходящим в КГБ как "М". 8 февраля 1988 года сотрудник КГБ оставил в тайнике для Ханссена пакет с 25 000 долларов наличными и письмом, в котором передается благодарность председателя КГБ Владимира Крючкова за информацию о ценном источнике "М", - говорится в письменных показаниях.
По словам Платта, он считает, что речь идет о Василенко и отчете об их встрече в октябре 1987 года. Он отметил также, что, хотя внутри ЦРУ Василенко проходил как "Glazing", псевдоним, использовавшийся совместно ФБР и ЦРУ, начинался с буквы "М". Он отказался называть полный псевдоним.
Представитель правоохранительных органов вчера подтвердил, что в письменных показаниях речь идет о деле Василенко.
Платт потерял связь с Василеко после его ареста в 1988 году и не знал, что Василенко продолжал сидеть в тюрьме вплоть до развала СССР в 1991 году. Однако они, в конце концов, возобновили контакты, равно как и дружеские отношения. Сейчас они вместе занимаются бизнесом, создав совместное предприятие, обеспечивающее безопасность работающим в Москве иностранным бизнесменам.