Федеральный канцлер Ангела Меркель в интервью FT настаивает на определении конкретных целей в деле защиты климата и делает ставку на технологический прогресс. Первая единая энергетическая стратегия имеет для нее историческое значение
Федеральный канцлер Ангела Меркель видит Европейский союз в деле защиты климата в роли первопроходца. Она благодарна другим государствам и Еврокомиссии за то, что они готовы к далеко идущим шагам, сказала Меркель в интервью Financial Times. "Европа позиционирует себя в качестве пионера". По сокращению эмиссии углекислого газа к 2020 году на 20% по сравнению с 1990 разногласий нет, отметила Меркель перед начинающимся в четверг весенним саммитом ЕС в Брюсселе.
Тем самым канцлер подчеркнула историческое значение первой единой энергетической стратегии ЕС. "Для меня это очень серьезное изменение парадигмы", - сказала она. Президент Еврокомиссии Жосе Мануэль Баррозу заявил в Брюсселе: "Взгляды всего мира - от Вашингтона через Москву до Пекина - обращены на этот европейский саммит".
Меркель настоятельно просит, чтобы главы государств и правительств принимали как можно более конкретные решения. В отношении такой цели, как повышение на 20% доли энергии из возобновляемых источников в общем ее потреблении, разногласий тоже не имеется. "Очень желательно, чтобы мы рассматривали это как обязательную цель, но я не хочу предвосхищать решение ЕС", - сказала Меркель, председательствующая сейчас в Евросоюзе. Однако в итоговом документе саммита присутствие слова "обязательная" еще обсуждается. Федеральное правительство хочет, чтобы текст включал в себя не только слово "обязательная", но и особенно желанную цель - достижение 10-процентной доли биотоплива в общем энергетическом балансе.
Меркель хочет склонить на свою сторону скептиков, в числе которых Франция, обещая разделение нагрузки с учетом положения каждой отдельной страны. "Есть такие страны, как Швеция, которые уже сегодня получают более 25% энергии из возобновляемых источников, и другие, например Мальта, где этот показатель не достигает и одного процента. Это станет следующим шагом в переговорах". В правительственных кругах говорится, что одно лишь распределение квот на эмиссию углекислого газа по отдельным странам может продолжаться два года или даже дольше.
Определяя цели на уровне ЕС, канцлер хочет придать новый стимул предстоящим переговорам о мировой стратегии по защите климата. "На саммите "большой восьмерки" в Хайлигендамме и предстоящей там встрече ведущих индустриальных государств с основными развивающимися странами, Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой и ЮАР, канцлер хочет получить "политический сигнал" от собравшихся там глав государств и правительств. "Мы попытаемся привнести в работу и решения саммита в Хайлигендамме политические обязательства". Из США и Китая, говорит Меркель, уже поступили "ободряющие сигналы".
В Хайлигендамме должна быть заложена основа для встречи министров по защите окружающей среды, которая пройдет осенью на Бали. Однако заключение соглашения, являющегося продолжением Киотского протокола, возможно не раньше, чем через один-два года. Меркель потребовала от Китая, чтобы он не увязывал рост своей экономики с ростом повышения потребления энергии.
Канцлер высказалась за международную торговлю эмиссионными квотами. "Я считаю систему ценообразования на выбросы углекислого газа самой умной системой по их сокращению и намного более удачной, чем регулирование эмиссии через пошлины, налоги или предписанные нормативы". Она объясняла, что решение ЕС о сокращении эмиссии углекислого газа на 20% и предложение о ее снижении на 30%, если по тому же пути пойдут и другие большие государства, выгодно для ЕС. Подобная климатическая стратегия обеспечит ЕС экономическое и технологическое превосходство. "Очень высокие инвестиции в новые технологии оправдываются только в том случае, если спрос на них появляется и в других странах".
"Берлинская декларация" к празднествам
На ужине глав государств и правительств в четверг Меркель впервые хочет поднять тему "Берлинской декларации", которая должна быть принята к празднествам ЕС по поводу 50-летия Римских договоров. "Она должна быть понятной всем. Она будет короткой", - сказала Меркель. Однако это не решит вопроса о конституционном договоре - дискуссия на эту тему, вероятно достаточно бурная, пройдет на июньском саммите ЕС. Для канцлера важно разъяснить народам Европы, "чего мы достигли вместе, чем мы можем гордиться и что нам еще предстоит сделать".
Несмотря на нежелание, например, британской стороны упоминать в положительном контексте о евро и о шенгенской зоне, Меркель хочет найти "средства и пути, чтобы поговорить о достижениях ЕС. Существуют области углубленного сотрудничества - еврозона и шенгенская зона - которые явно входят в число европейских реалий". Баррозу сказал, евро - это один из главных успехов ЕС и поэтому нельзя обойтись без упоминания об общей валюте. В свою очередь, Меркель потребовала упоминания о расширении ЕС. "Мы и дальше будем принимать другие страны". Воссоединение Европы - это одно из самых больших достижений в истории.