Европа отрицательно реагирует на планы американцев по установке системы ПРО - и вредит тем самым своим собственным интересам. Президент Путин при этом играет в занимательную игру под названием test the west
Кто-то, может, еще помнит войну за освобождение Кувейта в 1990-1991 годах. Тогда широкая международная коалиция во главе с США с согласия Совбеза ООН выдворяла из страны, оккупированной иракцами, иракскую армию. Израиль не входил тогда в антииракскую коалицию. И несмотря на это, Саддам Хусейн обстреливал его ракетами средней дальности.
Израильтяне в течение нескольких недель были вынуждены по тревоге скрываться в бункерах и плотно занавешенных комнатах, поскольку никто не мог гарантировать того, что иракцы не вмонтировали в свои ракеты биологического или химического оружия массового уничтожения. 39 ракет тогда было выпущено по Израилю. Тогда стало очевидным, что даже высокотехнологичные ракеты противовоздушной обороны Patriot, которые установили американцы, не способны были отразить смертоносные удары: лишь одна ракета была перехвачена до того, как она достигла территории Израиля.
Вот пример уязвимости вопреки военно-техническому превосходству, которое привело как в Израиле, так и в США к новым попыткам создания эффективной системы ПРО. Запланированная американцами установка противоракетного радара в Чехии и 10 ракет-перехватчиков в Польше наделала в Европе много шума - и не в последнюю очередь из-за того, что Россия предполагает, что американская система направлена против ее собственного потенциала устрашения. Это странное предположение, что 10 ракет-перехватчиков могут быть направлены против тысяч российских ракет с ядерными боеголовками.
Но поскольку вопросы стратегического баланса всегда попадают на благодатную почву старых средневековых страхов времен холодной войны, связанных с тем, что Европа может оказаться полем битвы двух супердержав в ядерной войне, американские планы натолкнулись в Европе на волну скепсиса. Агрессивные угрозы России, заключающиеся в том, что Польша и Чехия станут целями для российских ракет, а также заявление о том, что Россия может в одностороннем порядке выйти из заключенного в 1987 году Договора о сокращении ракет средней дальности в Европе, заставили континент содрогнуться.
Козырь бедняка
При этом сооружения, которые планируется установить в Европе, носят исключительно оборонительный характер. Они должны стать частью многоступенчатой системы, которая предусматривает перехват вражеских ракет в три приема - на старте, в фазе полета или в момент подлета. Цель этой системы - не дать шантажировать себя "государствам-изгоям". В конце концов, ракеты, снабженные оружием массового уничтожения, становятся козырем в руках бедняка: страны, которые не могут позволить себе постоянную, хорошо оснащенную армию, завладев подобным оружием, получают в свои руки не только устрашающий, но и разрушительный потенциал.
А поскольку американская программа направлена именно против подобных угроз, ее реализацию можно только приветствовать, поскольку она снижает уязвимость в отношении таких стран, как Иран или Северная Корея. На самом деле, было бы желательно, чтобы такая защита была создана и для всей Европы - уже только потому, что пока не создается впечатления, что иранцев все-таки удастся отговорить от создания атомной бомбы. Уже сегодня в руках Тегерана находятся ракеты, которые способны долететь до окраин ЕС. А поскольку иранцы и дальше работают над расширением дальности действия ракет, то вполне возможно, что через несколько лет они смогут долететь и до сердца Европы.
Подобное развитие событий сделает континент уязвимым, и на него можно будет оказывать любое давление. И тогда Европе придется больше ломать голову над этими вопросами, чем ей приходится это делать сегодня. В конце концов, можно подвергнуть сомнению тот факт, что устрашение и изоляция помогут в борьбе с религиозным режимом, который встал на путь радикальной антизападной идеологии.
Путинская test the west
Конечно, американцы могли подать разрабатываемый еще с 2002 года план своим партнерам по НАТО и России - даже если министр иностранных дел Германии Штайнмайер и не попал в точку, когда сетовал на то, что с Россией якобы не посоветовались. Владимир Путин играет сейчас в игру под названием test the west и пробует поссорить членов НАТО, играя на страхах перед новой холодной войной. Показательным для стратегических дебатов в Европе стало то, что многие попались на удочку этих довольно прозрачных маневров России. Поскольку не так-то сложно было добиться и того и другого: установить систему ПРО для защиты от "государств-изгоев", а также создать особый режим инспектирования для русских, чтобы они могли удостовериться в том, что новая система не задумана для ослабления их собственного потенциала устрашения. Поскольку Европа заинтересована как в соблюдении равновесия между потенциалами устрашения - который, несмотря на все усилия по разоружению, наблюдается как в США, так и в России, - так и в том, чтобы исключить возможность шантажа или даже нападения со стороны "государств - изгоев".