В мае нынешнего года на прилавках российских магазинов вновь появятся грузинские вина и минеральные воды. Следующий шаг, которого ждут от Москвы грузинские производители, - это отмена эмбарго на сельхозпродукцию, ведь для Грузии Россия традиционно является самым большим рынком сбыта. Подобное решение, как пишет Михаэль Людвиг в немецкой газете Frankfurter Allgemeine, стало бы самым значимым событием за последние годы для грузинской экономики, серьезно пострадавшей от решения российской стороны. Ранее экспорт вина составлял порядка 75% от всего экспорта этой аграрной страны. К тому же, говорится далее, подобное решение могло бы серьезно укрепить внутриполитические позиции грузинского премьера Иванишвили в его борьбе с президентом Саакашвили.
Как известно, эмбарго на ввоз грузинского вина в Россию было принято в 2006 году. Многие считают, что решение имело исключительно политические мотивы. Таким образом Кремль наказал Михаила Саакашвили за то, что тот противостоял российскому империализму и пытался установить тесные связи с Вашингтоном и Брюсселем.
Между тем резкая смена курса в Москве вызвала немало разговоров на тему, что же все-таки стоит за подобным решением. Многие наблюдатели, отмечает Людвиг, видят в отмене эмбарго "маленькую оттепель" в отношениях двух стран после победы в Грузии на парламентских выборах блока Бидзины Иванишили "Грузинская мечта". "Москва подарит новому премьеру экономическое чудо, а тот, в свою очередь, ослабит перед предстоящими президентскими выборами действующего президента Саакашвили". И, конечно, присвоит этот экономический успех исключительно себе.
На самом же деле, подчеркивает автор, немалую роль в том, что российская сторона пошла на уступки, сыграло то, что год назад Грузия отказалась блокировать долгожданное вступление России в ВТО. "А это, безусловно, была работа Саакашвили. После вступления России в ВТО грузинский президент смог бы инициировать проверку, допустимо ли российское эмбарго по правилам организации или нет", - поясняет автор. И именно это, как подчеркивает издание, и заставило Владимира Путина деполитизировать этот вопрос и начать соблюдать правила Всемирной торговой организации.
Кстати, изначально конфликт вокруг грузинских вин имел под собой не только политическую подоплеку, отмечает Frankfurter Allgemeine. Тогда грузинские виноделы послушали совета одного высокопоставленного грузинского чиновника - "мол, русские будут пить все, что им подадут" - и заметно снизили качество своей продукции, и так разбавляемой уже по приезду в Россию. Потеря же самого важного рынка сбыта заставила местных виноделов бороться за потенциальных клиентов в Западной Европе, а у них, как известно, высокие требования.