Журналисты Москвы, Киева и Минска выступают против новых акций, направленных на подавление свободы мнений, а населению цензура - не помеха.
Ликвидация свободных СМИ в России не является новостью для Жанны Литвиной, председателя оппозиционной Белорусской ассоциации журналистов. Насильственное приобщение НТВ к господствующей идеологии при активном содействии государственного концерна "Газпром" или закрытие успевшего сделать себе имя еженедельника "Итоги" напоминает ей об уже прошедших событиях в родной Белоруссии, где под руководством диктатора Лукашенко страна превратилась в "лабораторию" для ностальгирующих по советским временам деятелей. "Теперь мы со свободой мнений в России снова вернулись к началу", - говорит директор московского бюро телекомпании ARD Томас Рот. Оппозиционным журналистам снова отводится роль диссидентов. Это относится и к Марианне Максимовской, известной телеведущей с НТВ, которая была вынуждена расстаться с каналом.
Максимовская, которая наряду с Литвиной и многими другими именитыми коллегами из Москвы, Минска и Киева, принимала участие в заседании, организованном в Берлине Фондом Фридриха Науманна, радиостанцией "Немецкая волна" и другими институтами и посвященном положению СМИ в России, Минске и Киеве, выступила с критикой своей гильдии. По ее мнению, корень зла заключается в "российском феномене", исходя из которого СМИ, зачастую, смешивают "интересы страны, народа и тех, кто находится у власти". К тому же чувство несправедливости в России "очень неразвито", о чем свидетельствуют античеченские настроения подавляющего большинства населения в свете войны на Кавказе.
"В тени власти" - эти слова часто повторяются на заседании - находится, по оценке восточноевропейских журналистов, свобода мнений во всех трех странах. Одна из главных причин - это пассивность населения; разочарованного половинчатыми реформами: "большинство хочет вернуться в старые и спокойные, советские и безальтернативные времена", - считает Максимовская. В связи с этим она обращает внимание на отсутствие демократических традиций в российском обществе. Под давлением со стороны государственной власти возрождается самоцензура, которая еще хуже, чем административные ограничения. Поэтому, - заявляет Максимовская, - дальнейшая помощь со стороны Запада, политическое давление и финансовая поддержка просто необходимы для выживания независимых СМИ в России, Белоруссии и на Украине.
Представитель ОБСЕ по вопросам средств массовой информации Фраймут Дуве видит для упомянутых восточноевропейских стран два пути закрытия нежелательных телеканалов, радиостанций и печатных изданий: с одной стороны, это "структурная цензура", которая представлена в репрессивной форме "от налоговых преследований до соблюдения правил противопожарной безопасности". С другой - это "цензура при помощи убийства" журналистов. На общеизвестный случай обращает внимание Сергей Шолох, глава независимой киевской радиостанции "Континент", которой угрожают закрытием. Его друг и коллега Георгий Гонгадзе должен был умереть, потому что был в оппозиции к авторитарному режиму президента Кучмы. Жена Гонгадзе, которая первоначально намеревалась принять участие в берлинском заседании, из страха за своих детей две недели назад выехала в США.
Известный журналист, президент Фонда защиты гласности, Алексей Симонов, метко сказал, что свобода мнений не является больше дилеммой, а всего лишь вопросом, насколько свободные СМИ могут пережить "систему рабского менталитета". Так как 57 процентов россиян не имеют ничего против возрождения цензуры, то, как считает Симонов, практически отсутствуют протесты против постепенной ликвидации основополагающих свобод. Президент Владимир Путин, зависимый от своего кагэбэшного прошлого, - продолжает он, - создал "министерство пропаганды", которое "может работать очень эффективно".