Женщины преследовали его, знаменитости искали с ним встречи, политики добивались его расположения, а журналисты неотступно следовали за ним по пятам.
Однако у Эйнштейна были не только доброжелатели, о чем ему было хорошо известно. В течение многих лет ФБР и другие спецслужбы контролировали каждый его шаг, основываясь на различного рода подозрениях: возмутительных (предполагали, что он был российским шпионом в Берлине), смутных (спецслужбы были обеспокоены его активной пацифистской и правозащитной деятельностью) и глупых (утверждали, что он работает над созданием смертоносного луча или возглавляет коммунистический заговор с целью захвата Голливуда).
Впервые об этом стало известно в 1983 году, когда преподаватель английского языка во Флоридском международном университете Ричард Алан Шварц получил доступ к сокращенной версии секретного досье Эйнштейна, составленного ФБР (в нем было 1427 страниц), и написал об этом в журнале The Nation.
Однако теперь всплыли новые подробности. Они содержатся в книге Фреда Джерома "Досье Эйнштейна: Тайная война Эдгара Гувера против самого знаменитого ученого". Джером подал на правительство в суд, требуя получить доступ к более полной версии досье. Его книга выйдет в свет в этом месяце.
В ней рассказывается о том, как ФБР вела слежку за Эйнштейном и его коллегами, и называются имена некоторых информаторов, сообщивших, что ученый был шпионом.
В ходе расследования не было получено никаких доказательств шпионской деятельности Эйнштейна, но ФБР продолжало следить за каждым шагом ученого вплоть до его смерти в 1955 году и даже обсуждало со службой иммиграции и натурализации вопрос о целесообразности его депортации.
Досье Эйштейна скорее позволяет судить об отношении общества - и ФБР - к гению науки, чем о самом гении. ФБР отказалось прокомментировать содержание досье, подчеркнув, что давать оценку этим материалам - дело общества.
Досье проливает также некоторый свет на причастность, или непричастность, Эйнштейна к созданию атомной бомбы. Подавив угрызения совести, Эйнштейн написал президенту Франклину Д. Рузвельту письмо, в котором предупредил, что такое оружие может быть создано и что, возможно, над этим работают в Германии. Письмо способствовало проекту "Манхэттен", однако сам Эйнштейн не принимал никакого участия в создании бомбы.
Как полагают некоторые ученые и историки, учитывая независимость взглядов Эйнштейна, военные вряд ли прибегли бы к его услугам, поскольку старались контролировать каждый шаг ученых, работавших над проектом.
И все же Эйнштейн был включен в список потенциальных участников атомного проекта, который в 1940 году военные направили ФБР для проверки.