Российский "Аэрофлот" пытается избавиться от негативного имиджа времен советской эпохи. Несмотря на присутствие в компании западных пиар-менеджеров, это нелегкая задача, ведь долгое время поводом для разговоров об "Аэрофлоте" нередко становились авиакатастрофы, скандалы и плохой сервис.
"Мы конкурируем сейчас не только с "Красавиа" и компанией "Сибирь", но и с British Airways, Air France и Lufthansa", - говорит заведующая отделом маркетинга "Аэрофлота" Татьяна Зотова, поясняя тем самым, почему российское авиапредприятие начало кампанию по созданию нового имиджа, стоимость которой оценивается в 30 млн долл.
Перед главой приглашенного для этих целей британского пиар-агентства Томом Остином поставлена не самая легкая задача. "Аэрофлот" еще очень сильно отстает от стандартов, принятых у его зарубежных конкурентов. Остин в течение двух лет готовил предложения по корректировке имиджа и при этом порою сталкивался с представлениями, чуждыми крупным западным авиакомпаниям. Еще в 90-е годы в "Аэрофлоте" говорили: "Мы не улыбаемся, потому что мы серьезно относимся к тому, чтобы сделать вас счастливыми".
От предшествующей истории "Аэрофлота" в памяти остались, прежде всего, критические выступления СМИ и недостаток комфорта. Основанная в 1923 году авиакомпания давала пищу для разговоров своими авторитарными стюардессами в наводящей страх униформе, постоянными опозданиями и авиакатастрофами. В результате она получила прозвище "Аэролом".
После распада Советского Союза стало вполне обыденным делом, когда экипаж брал на борт за плату несколько лишних пассажиров. Не редкостью стало и употребление пилотами спиртных напитков. Время от времени недостаточные меры безопасности имели последствия: в 1991 году упало 36 самолетов "Аэрофлота", погибло 252 человека. Сенсационной стала катастрофа аэробуса "Аэрофлота" в сибирской тундре в 1994 году. Погибло 75 человек, поскольку пилот доверил управление самолетом своему 15-летнему сыну.
Но за последнее время кое-что изменилось. С 1995 года "Аэрофлот" формально является частным предприятием, несмотря на то что 51% его акций принадлежит государству. Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе с зарубежными авиакомпаниями, были ужесточены стандарты безопасности, частично обновился самолетный парк. На сегодняшний день 20% самолетов "Аэрофлота" ? это продукция фирм Airbus и Boeing.
По сравнению с временами многочисленных банкротств авиакомпаний улучшились и экономические показатели. В этом году "Аэрофлот" рассчитывает на прирост пассажиропотока на 5%, а чистая прибыль должна вырасти с 75 до 100 млн долл.
"Представление о компании на Западе намного хуже, чем реальное положение вещей", - говорит директор отдела по связям с общественностью Лев Кошляков. Для улучшения внешнего вида сейчас 110 самолетов перекрашивают в голубой, оранжевый и серебристый цвета. Стюардессы обрели модную униформу, их учат дружелюбному отношению к пассажирам. Еда тоже должная стать лучше.
Косвенно кампанию по созданию нового имиджа финансируют конкуренты. Одни лишь европейские авиакомпании на основании правил, существующих еще с советских времен, выплачивают ежегодно 300 млн долл. за право беспосадочного перелета через Россию. Эти деньги поступают на счета "Аэрофлота". То, что во время войны в Ираке маршруты многих рейсов подверглись корректировке и они летали над Россией, принесло дополнительные средства.
Остину из британского пиар-агентства пришлось поломать голову и над эмблемой "Аэрофлота": крылатый серп и молот не совсем подходят к сегодняшним разноцветным самолетам с улыбающимися стюардессами. Опросы показали, что большая часть пассажиров тоже выступает против советской символики.
Несмотря на это, руководство пока решило оставить прежнюю эмблему. Госпожа Зотова из отдела маркетинга говорит: "Это ведь просто эмблема".