Март Лаар, 47 лет, экс-премьер и депутат парламента в Таллине, о конфликте своей страны с Россией
- Перенос памятника советскому воину-освободителю в Таллине драматичным образом сказался на отношениях между эстонцами и русскими. Действительно ли за неистовыми акциями протестов стоит живущее в вашей стране русскоязычное меньшинство?
- Это лишь меньшая часть того самого меньшинства. Около одной трети из 1,4 млн жителей имеет русские корни - на улицы же вышли лишь около 2 тыс. молодых людей. Несмотря на это, многие русские боятся, что после уличных боев эстонцы будут считать их всех мародерами.
- Подстрекались ли эти протесты из Москвы?
- У нас есть очевидные указания на то, что существовали контакты между российским посольством и радикальными молодыми русскими. Путинское руководство однозначно хотело этих столкновений.
- Какой смысл для Москвы подстрекать беспорядки в вашей стране?
- За этим стоит депрессивное, старое великодержавное мышление. Многие русские не могут терпеть того, что страны, бывшие раньше в подчинении Москвы, стали самостоятельными и проводят собственную политику. Русское национальное самосознание слишком слабо выражено, ему непременно нужно иметь внешнего врага. И его Путин своим согражданам предоставляет. Когда-то это были украинцы, когда-то - поляки или грузины. В данный момент очередь дошла и до нас.
- Ваша страна является членом ЕС и НАТО. Должна ли Эстония всерьез опасаться своего большого соседа?
- Москве остается лишь экономическая блокада и придирки на границе. Грузинское вино, к примеру, завоевывает золотые медали на международных выставках - но русские утверждают, что оно не соответствует гигиеническим нормам, и поэтому они не впускают его в страну. Такой вид бойкота может быть применим и в отношении Эстонии.
- Достаточно ли серьезно относится ЕС к проблемам своего восточного соседа?
- ЕС многому научился, тянул достаточно долго, но сейчас мы довольны Брюсселем. Россия пытается поссорить членов ЕС. Конфликт показывает: нам срочно нужна единая внешняя политика ЕС.