В среду Владимир Путин передаст президентские полномочия своему преемнику Дмитрию Медведеву. На следующий день Путин сам вступит в новую должность: он станет премьер-министром правительства России. Александр Рар, директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике, говорит о новой структуре власти и старой дружбе
- Что изменится в России с завтрашнего дня?
- Все очень просто. Во главе государства встанет новый президент. Изменится кое-что в стиле управления. В свое время Путину пришлось выступать в роли рубаки и политика, наводящего порядок, например в том, что касается войны в Чечне, чтобы показать Западу, что Россия поднимается с колен. Медведев пришел к власти другим путем, через более спокойную, ориентированную на экономику и социальные вопросы политику.
- До сих пор власть в России находилась в руках президента. В последнее время Путин провел некоторые изменения в законах, чтобы укрепить должность премьера, которую он в будущем займет. Власть будет поделена. Это позитивное развитие?
- Это двойственная ситуация. Правда в том, что Путин как бы замуровывает Медведева в стену. Путин попытался выстроить для себя очень сильный аппарат, в который входят влиятельные политики, прежде всего выходцы из ФСБ. Он практически не оставил Медведеву возможности создать свой собственный аппарат. Это свидетельствует о том, что Путин на самом деле ревностно следит за тем, чтобы с точки зрения политики власти иметь значительное преимущество перед Медведевым. Одновременно с этим ему, как человеку, создавшему эту систему, известно о том, что власть находится в руках президента и отнять ее у нового президента можно только путем радикального изменения конституции. Со временем Медведев нагонит Путина, а когда-нибудь даже и перегонит.
- То есть, другими словами, Медведев не будет оставаться долгое время марионеткой Путина?
- Это можно представить себе с трудом, поскольку все рычаги власти находятся в Кремле. А аппарат, который будет работать с Медведевым в Кремле, будет более сильным, значимым и весомым, чем правительственный аппарат вокруг премьера, в зону ответственности которого будут входить хотя и многие, но не все из самых важных вопросов.
- Но кремлевский аппарат находится в сильной зависимости от Путина.
- Сам Медведев был частью команды Путина и знаком с людьми из Санкт-Петербурга так же хорошо, как сам Путин. Эти люди лично знакомы уже более 20 лет и тесно сотрудничали друг с другом. Вполне возможно, что эта команда, которая до сих пор составляла клан Путина, расколется: на группу, которая на 100% будет лояльна Путину, и группу, которая по причине хороших отношений с Медведевым скоро станет верна ему и тем самым принесет с собой весомый политический авторитет в Кремль.
- Двум медведям в одной берлоге не место, гласит российская пословица. Путин возглавит кремлевскую "Единую Россию", в руках которой сосредоточено две трети голосов в парламенте. Не может ли в этом таиться опасность для Медведева, что при помощи изменений в законах и конституции Путин все-таки сможет сбросить его с трона?
- Путин обладает огромной властью, как на бумаге, так и на деле. Но в руках Медведева реальные рычаги управления, об этом забывать не стоит. Он может не сегодня-завтра отправить премьера Путина в отставку. Если парламент не проголосует за отставку премьера, президент имеет право распустить парламент. Это ему по силам. То есть властные полномочия относительно уравновешены.
- Существуют ли между ними договоренности относительно разделения власти?
- Они заключили сделку, это совершенно очевидно. То, о чем конкретно они договорились, мы знать не можем. В любом случае и в дальнейшем президент будет действовать как центральная фигура в России. Все остальное было бы нанесением ущерба центральному институту власти.