Когда кризис закончится, Америка все равно будет править миром, полагает экономический обозреватель The Times Анатоль Калецки. "Зеленые всходы оздоровления образуют буйные заросли на Уолл-стрит", - пишет он, резюмируя свои впечатления от недавней поездки в Америку.
Калецки предлагает два сценария долгосрочных последствий текущего кризиса для политической жизни и идеологии. Согласно первому сценарию, дефляционные силы кредитного кризиса возьмут верх, и мир погрузится в многолетнюю рецессию с массовой безработицей. В таком случае кризис действительно знаменует конец господства США не только как державы, но и как экономического и политического образца, но роль гегемона не перейдет к Китаю или ЕС - просто воцарится хаос, считает автор. "Единственным ценным имуществом в мире станут земли сельскохозяйственного назначения и нефтяные скважины, а также оружие и боеприпасы для их обороны", - предрекает он.
По второму, оптимистическому сценарию, фискально-монетарные стимулы подействуют и примерно через год мир вернется к нормальным темпам роста и умеренному уровню безработицы. По наблюдениям Калецки, именно из этого сценария исходят на Уолл-стрит и во многих странах Азии.
"Финансовый кризис значительно изменил курс США, сблизив его с идеологией Европы, и привлекательность США как политической модели для демократического мира возросла", - считает автор. Если в США темпы роста восстановятся намного быстрее, чем в Европе и Японии, кризис подтвердит и живучесть англо-саксонского капитализма. "Более того, кризис, возможно, укрепит структуру экономики США, продвигая идеи экологически-чистой энергии и реформы здравоохранения, предложенные Обамой", - пишет автор.
По мнению обозревателя, кризис усугубил три проблемы Европы: во-первых, глобальная очистка банковских балансов тяжело сказывается на Великобритании, во-вторых, Восточная Европа оказалась на грани катастрофического финансового кризиса, в-третьих, евро стал слабым местом ЕС, так как европейские государства больше не могут печатать собственные деньги. "В результате Европа сосредоточится на себе, а в Центральной Европе, по-видимому, возрастет влияние России, которая на удивление хорошо совладала с собственным финансовым кризисом", - считает автор.
По Японии кризис ударил даже тяжелее, чем по Германии, и концепция экспорта как двигателя роста дискредитирована, пишет обозреватель. Руководство Китая пытается переориентировать страну на рост внутренней экономики, но это, по мнению автора, замедлит рост производительности труда и экономическое развитие.
Что касается доллара, то в мире сейчас нет валюты с более прочной финансово-монетарной опорой, считает автор. "Биржевые игры с валютой - это особый конкурс, где инвесторам приходится выбирать не самую красивую, а наименее уродливую", - пишет он. По его мнению, та же картина и в глобальной геополитике: изъяны других стран стали еще заметнее американских.