Последние теракты в Москве показали, что российские спецслужбы уж не те, что были, пишет L'Express. Премьер-министр России Владимир Путин, сам выходец из спецслужб, стал побочной жертвой этих терактов, отмечает издание. По мнению аналитика Центра Карнеги Николая Петрова, теракты разрушили миф о стабилизации на Кавказе, которую представляют как личное достижение Владимира Путина. В связи с этим встает вопрос о том, соответствует ли преемница КГБ своей легендарной славе, отмечает издание. По словам шеф-редактора "Новой газеты" Вячеслава Измайлова, "ФСБ не в состоянии внедриться в террористические сети, чтобы пресечь возможные теракты в зародыше".
Бывший полковник КГБ Геннадий Гудков считает, что в 1990-е годы из ФСБ в частные структуры ушли лучшие агенты, заметно снизилось качество подготовки разведчиков. Когда экономический и социальный кризис разжег античеченские настроения, Кремль решил начать войну с сепаратистами на Кавказе. "Насилие, произвол, заключение и пытки, необъяснимые исчезновения породили там ощущение несправедливости, толкнувшее местное население на сторону противников Москвы", - приводит издание слова российской журналистки Ирины Гордиенко. "С середины 1990-х сторонники слепых репрессий перестали слушать специалистов по региону", - отмечает L'Express.
"Поручив решение "чеченской проблемы" жестокому Рамзану Кадырову, Владимир Путин, скорее всего, надеялся, что все устроится по мановению волшебной палочки. Напротив, Россия оказалась в тупике. Хозяин Чечни, пользующийся влиянием в соседних республиках, Кадыров укрепил свои позиции. Так что соотношение сил стало обратным. Теперь на Кавказе Путин зависит от него. А Чечня практически не зависит от федеральной власти, так как Кадыров ни перед кем не отчитывается. Единственные спецслужбы, чья эффективность не подлежит сомнению, - это спецслужбы чеченского президента: его агенты добираются до Москвы, Вены и даже Объединенных Арабских Эмиратов, чтобы ликвидировать врага или "предателя", - пишет газета.
Бывший генерал КГБ Алексей Кандауров убежден: чтобы вернуть ситуацию под контроль, необходимо реформировать спецслужбы и изменить военную доктрину, где главной опасностью сейчас называется НАТО. "Наша страна, напротив, должна развивать сотрудничество с Западом, чтобы противостоять потенциальным угрозам, исходящим с юга и из Азии. По тем же причинам мы должны более тесно сотрудничать с разведслужбами Средней Азии", - подчеркнул Кандауров. Но генерал Николай Патрушев, напротив, после терактов в метро "заявил о "возможности грузинского следа", чтобы запятнать Грузию, президент которой Михаил Саакашвили - личный враг Владимира Путина", отмечает издание. В такой ситуации эксперты по Кавказу и специалисты в области разведки предпочли сохранить вежливое молчание, пишет в заключение L'Express.