Профессор из Ватикана считает, что детективные рассказы - это зашифрованное Евангелие.
Марио Палмаро, ватиканский ученый, уверен, что, хотя сэр Артур Конан Дойль и не признавал себя христианином, в основу рассказов о Шерлоке Холмсе положены библейские истории.
Палмаро предподает философию в римском Университете Regina Apostolorum Pontifical. Он полагает, что на Конан Дойля "сознательно и подсознательно" повлияли несколько лет обучения в иезуитской школе.
В своей книге "Сверхъестественно, Ватсон. Шерлок Холмс и божественный случай" ученый утверждает, что борьба Холмса с Мориарти, которая привела детектива к гибели, и его возрождение в других книгах - это переложение истории о Воскресении Христовом.
Конан Дойль, родившийся в ирландской католической семье в Эдинбурге в 1859 г., в детстве обучался в иезуитской школе в Ходдере, графство Ланкашир, а потом был переведен в колледж Стонихерст. Дойлу эти школы не нравились. В 1876 г. он отрекся от римского католицизма и поступил в Эдинбургский университет, чтобы изучать медицину. Там он познакомился с Джозефом Беллом, обладавшим редкими дедуктивными способностями и ставшим прототипом для образа Шерлока Холмса. Позднее Дойль увлекся спиритизмом.
Профессор Палмаро и журналист Алессандро Гноччи считают, что Конан Дойль "так и не перестал бороться с католицизмом". "В Евангелии есть все элементы детектива: тело, убийства, таинственное исчезновение трупа", - сказал Палмаро.
Майор авиации Филип Уэллер, создатель Группы по изучению творчества Артура Конан Дойля, сказал, что библейские образы в рассказах писателя его поражают.
"Например, нет никаких сомнений в том, что чудовище из рассказа "Собака Баскервилей" - это воплощение сатанинской силы, - считает он. - Конан Дойл боролся с собственным протестанским представлением о католичестве".
По его словам, придумывая название места действия рассказа - "Гримпенская трясина" - Дойль использовал англосаксонский термин, означающий "дьявол".
Грэйс Райли, куратор музея Шерлок Холмса на Бэйкер-стрит, сказала, что считает теорию о библейском происхождении Холмса маловероятной, "потому что Конан Дойл отрекся от веры".
В рассказе "Последнее дело Холмса" детектив умирает, сражаясь с Мориарти у Рейхенбахского водопада, но потом возрождается истории "Пустой дом".
Холмс считает Мориарти дьявольской фигурой, использующей свои блестящие интеллектуальные способности для достижения дурных целей. Авторы новой книги убеждены, что их схватка - это символ борьбы человека со злом и искупления грехов. По словам исследователей, Холмс жертвует собой ради общественного блага, бросаясь с бездну вместе со своим заклятым врагом.
Гноччи и Палмаро говорят, что разговор Холмса с его старшим братом Майкрофтом в рассказе "Случай с переводчиком" очень похож на беседу Христа с Никодимом. В "Евангелии от Иоанна" (3, 1-15) Иисус и Никодим разговаривают о том, что человек должен родиться заново, чтобы быть спасенным.
Авторы обращают внимание на то, что спор Холмса и Майкрофта по своему ритму очень похож на беседу Иисуса и Никодима.
В рассказе "Желтое лицо" (загадочный силует в окне оказывается девочкой в маске, запертой в одной из комнат) великому детективу впервые не удается разгадать загадку. Авторы новой книги утверждают, что это отражение истории о том, как ученики отказались верить словам Марии Магдалины о том, что Иисус Христос вознесся к небесам.
Холмс выказал христианское смирение, попросив Уотсона делать ему замечания в тех случаях, когда он начинает вести себя самоуверенно.
Авторы указывают также на то, что, как правило, Холмс приходит к разгадке преступления благодаря озарению "в стиле Марии Магдалины".
В рассказе "Пестрая лента" тоже можно найти ссылки на историю о могиле Христа. В центре сюжета - смерть в закрытой комнате.
В новелле "Морской договор" Холмс обращает внимание на посторонние детали и делает вывод, что украденный договор все время находился под носом у следователей. Авторы считают, что это отражает следующую фразу Христа ученикам "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них".
По мнению Палмаро и Гноччи, незначительные детали, на которые обращает внимание Холмс, на самом деле является "главными в истории о сотворении". В том же рассказе Холмс сказал: "Мне кажется, что своей верой в божественной провидение мы обязаны цветам".
Ричард Лэнслин Грин, автор нескольких научных исследований о Холмсе, заявил, что, хотя похороны Конан Дойля в 1930 г. были "спиритическими", в завещании он об этом не просил. Позднее писатель бы перезахоронен в соответсвии с правилами христианской традиции в Минстэде.