Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 ноября 2002 г.

Ричард Оуэн | The Times

Ученый, который обнаружил влияние Библии на рассказы Конан Дойля

Профессор из Ватикана считает, что детективные рассказы - это зашифрованное Евангелие.

Марио Палмаро, ватиканский ученый, уверен, что, хотя сэр Артур Конан Дойль и не признавал себя христианином, в основу рассказов о Шерлоке Холмсе положены библейские истории.

Палмаро предподает философию в римском Университете Regina Apostolorum Pontifical. Он полагает, что на Конан Дойля "сознательно и подсознательно" повлияли несколько лет обучения в иезуитской школе.

В своей книге "Сверхъестественно, Ватсон. Шерлок Холмс и божественный случай" ученый утверждает, что борьба Холмса с Мориарти, которая привела детектива к гибели, и его возрождение в других книгах - это переложение истории о Воскресении Христовом.

Конан Дойль, родившийся в ирландской католической семье в Эдинбурге в 1859 г., в детстве обучался в иезуитской школе в Ходдере, графство Ланкашир, а потом был переведен в колледж Стонихерст. Дойлу эти школы не нравились. В 1876 г. он отрекся от римского католицизма и поступил в Эдинбургский университет, чтобы изучать медицину. Там он познакомился с Джозефом Беллом, обладавшим редкими дедуктивными способностями и ставшим прототипом для образа Шерлока Холмса. Позднее Дойль увлекся спиритизмом.

Профессор Палмаро и журналист Алессандро Гноччи считают, что Конан Дойль "так и не перестал бороться с католицизмом". "В Евангелии есть все элементы детектива: тело, убийства, таинственное исчезновение трупа", - сказал Палмаро.

Майор авиации Филип Уэллер, создатель Группы по изучению творчества Артура Конан Дойля, сказал, что библейские образы в рассказах писателя его поражают.

"Например, нет никаких сомнений в том, что чудовище из рассказа "Собака Баскервилей" - это воплощение сатанинской силы, - считает он. - Конан Дойл боролся с собственным протестанским представлением о католичестве".

По его словам, придумывая название места действия рассказа - "Гримпенская трясина" - Дойль использовал англосаксонский термин, означающий "дьявол".

Грэйс Райли, куратор музея Шерлок Холмса на Бэйкер-стрит, сказала, что считает теорию о библейском происхождении Холмса маловероятной, "потому что Конан Дойл отрекся от веры".

В рассказе "Последнее дело Холмса" детектив умирает, сражаясь с Мориарти у Рейхенбахского водопада, но потом возрождается истории "Пустой дом".

Холмс считает Мориарти дьявольской фигурой, использующей свои блестящие интеллектуальные способности для достижения дурных целей. Авторы новой книги убеждены, что их схватка - это символ борьбы человека со злом и искупления грехов. По словам исследователей, Холмс жертвует собой ради общественного блага, бросаясь с бездну вместе со своим заклятым врагом.

Гноччи и Палмаро говорят, что разговор Холмса с его старшим братом Майкрофтом в рассказе "Случай с переводчиком" очень похож на беседу Христа с Никодимом. В "Евангелии от Иоанна" (3, 1-15) Иисус и Никодим разговаривают о том, что человек должен родиться заново, чтобы быть спасенным.

Авторы обращают внимание на то, что спор Холмса и Майкрофта по своему ритму очень похож на беседу Иисуса и Никодима.

В рассказе "Желтое лицо" (загадочный силует в окне оказывается девочкой в маске, запертой в одной из комнат) великому детективу впервые не удается разгадать загадку. Авторы новой книги утверждают, что это отражение истории о том, как ученики отказались верить словам Марии Магдалины о том, что Иисус Христос вознесся к небесам.

Холмс выказал христианское смирение, попросив Уотсона делать ему замечания в тех случаях, когда он начинает вести себя самоуверенно.

Авторы указывают также на то, что, как правило, Холмс приходит к разгадке преступления благодаря озарению "в стиле Марии Магдалины".

В рассказе "Пестрая лента" тоже можно найти ссылки на историю о могиле Христа. В центре сюжета - смерть в закрытой комнате.

В новелле "Морской договор" Холмс обращает внимание на посторонние детали и делает вывод, что украденный договор все время находился под носом у следователей. Авторы считают, что это отражает следующую фразу Христа ученикам "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них".

По мнению Палмаро и Гноччи, незначительные детали, на которые обращает внимание Холмс, на самом деле является "главными в истории о сотворении". В том же рассказе Холмс сказал: "Мне кажется, что своей верой в божественной провидение мы обязаны цветам".

Ричард Лэнслин Грин, автор нескольких научных исследований о Холмсе, заявил, что, хотя похороны Конан Дойля в 1930 г. были "спиритическими", в завещании он об этом не просил. Позднее писатель бы перезахоронен в соответсвии с правилами христианской традиции в Минстэде.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru