Победители и проигравшие от присвоения Кремлем нефтяных активов
Два наиболее известных российских олигарха уже получили свои "призы". Роману Абрамовичу в прошлом месяце вручено 13 млрд долларов государственной газовой монополией "Газпром" за "Сибнефть", нефтяную компанию, которую контролировал этот не любящий публичности миллиардер вместе с группой неназванных партнеров. В те же дни, когда деньги поступили на офшорный банковский счет Абрамовича, Михаил Ходорковский, в прошлом главный акционер крупнейшей нефтяной компании в России ЮКОС, получил свою "награду" - срок в одной из самых отдаленных колоний в суровых условиях Читинской области.
Около двух лет назад Ходорковский и Абрамович планировали создать одну из крупнейших нефтяных компаний в мире. Если бы произошло слияние ЮКОСа и "Сибнефти" - крупнейшее слияние компаний в российской истории, то вновь созданная компания добывала бы почти треть российской нефти. Большую часть этой новой компании планировалось продать ExxonMobil или ChevronTexaco. Но Кремль изменил ситуацию. Сегодня он контролирует большую часть ЮКОСа и "Сибнефти", в то время как Ходорковский отбывает восьмилетний срок тюремного заключения по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
За последние два года самый важный сектор российской экономики - нефтегазовая отрасль - подверглась самым кардинальным изменениям после приватизации середины 1990-х годов, породившей могущественных олигархов. Нефтяные активы, которые были приватизированы по бросовым ценам, вновь переходят под контроль государства.
Новый порядок в энергетическом секторе был установлен посредством трех шагов. Во-первых, правительство расчленило ЮКОС и путем серии махинаций, сомнительных с точки зрения закона, продало крупнейшую часть ЮКОСа "Роснефти", могучей нефтяной компании, которой управляют люди, близкие к Кремлю. Во-вторых, правительство потратило 7,5 млрд долларов на то, чтобы увеличить свой пакет акций "Газпрома" до 51%. В-третьих, правительство позволило "Газпрому" купить "Сибнефть", пятую по размеру нефтяную компанию в стране, что стало крупнейшей сделкой в истории российских корпораций.
Результат: государство контролирует большую часть "Газпрома" - компании, которая в прошлом году добывала 20% газа в мире. Также государство в три раза увеличило размер компании "Роснефть" и напрямую контролирует 30% добычи нефти в России. Кроме того, государство контролирует инфраструктуру нефтяной и газовой отрасли.
Учитывая зависимость России от природных ресурсов (энергоресурсы составляют 40% ВВП), эти изменения, вместе с жесткими ограничениями в этой сфере для иностранцев, имеют огромные негативные последствия для российской экономики. Но это не внутреннее дело России. РФ является вторым крупнейшим производителем нефти в мире после Саудовской Аравии и крупнейшим экспортером природного газа. За счет российских поставок покрывается 30% потребностей Европы в нефти и 25% - в природном газе. Любые колебания в добыче нефти в России оказывают влияние на мировые цены на нефть.
Роджер Маннингс, руководитель отделения по глобальным энергетическим и природным ресурсам консалтинговой компании KPMG, говорит: "Эти углеводородные ресурсы очень важны для мирового экономического развития. Россия считает, что быть надежным партнером в поставках энергоресурсов - это один из инструментов для восстановления ее геополитического влияния и, соответственно, национальной гордости. Можно понять тот факт, что Россия хочет контролировать стратегические активы (предприятий нефтяной и газовой отрасли)".
Россия особенно стремится показать свою важность для мирового сообщества накануне периода президентства в "большой восьмерке" в следующем году. Москва решила поставить проблему энергетической безопасности во главу угла во время своего президентства в G8 и сейчас пытается придать ей конкретное содержание. "Россия посмотрела на Саудовскую Аравию и решила взять ее за образец. Никто не критикует саудитов - они слишком важны в качестве поставщиков нефти", - говорит Кристофер Уифер, главный аналитик "Альфа-Банка", крупнейшего частного банка в России.
Кто выиграл, а кто проиграл в результате растущего присутствия государства в сфере энергоресурсов? Для иностранных компаний работа в российском нефтяном секторе никогда не была легкой, сейчас условия этой работы становятся более жесткими и в то же время более прозрачными. Когда два года назад компания BP приобрела 50% акций российской ТНК, это должно было проложить путь для увеличения иностранных инвестиций в российский нефтяной и газовый сектор. С тех пор прошло два года, но партнерство в соотношении 50/50 остается исключением. В прошлом году корпорации ConocoPhillips было позволено купить 8% акций компании "Лукойл". ConocoPhillips имеет право увеличить размер своего пакета, но только до 20%.
Более того, Москва намерена ввести ограничения на права иностранных компаний разрабатывать нефтяные и газовые месторождения, которые правительство считает "стратегическими". По новому закону предлагается, чтобы ни одна компания, где доля иностранной собственности составляет свыше 50%, не имела права участвовать в тендере на разработку месторождения, содержащего более 1 млрд баррелей нефти или расположенного недалеко от военных объектов.
Ранее в этом году правительство отменило тендеры на разработку двух больших нефтяных месторождений с целью не дать компании ТНК-ВР возможность участвовать в торгах. Эти месторождения - имени Титова и имени Требса - сейчас считаются "стратегическими" и поставлены вне досягаемости для ТНК-ВР. Между тем в этом совместном предприятии есть миноритарные инвесторы, и в результате покупки ими акций компании общая доля акций, контролируемых иностранцами, может превысить 50%. Юрий Трутнев, российский министр природных ресурсов, говорит, что в таком случае компании ТНК-ВР было бы разрешено участвовать в новых конкурсах на разработку российских нефтяных месторождений только после того, как она создала бы совместное предприятие с российской компанией.
Учитывая размер нефтяных месторождений и тот масштаб инвестиций, которого они требуют, российские компании вряд ли смогут разрабатывать их в одиночку. Они могут пригласить иностранные компании в качестве партнеров, но одна вещь известна наверняка: любое иностранное участие будет ограничено до миноритарного пакета и будет проходить на условиях российской стороны. "В прошлом российские нефтяные компании имели ограниченные финансовые и технологические возможности. Но времена изменились. Сегодня у российских компаний есть доступ к рынкам ценных бумаг и они могут купить себе лучшие западные технологии. Они рады пригласить к совместной работе иностранные компании с целью уменьшения рисков, но - на своих условиях", - говорит Сергей Оганесян, глава Федерального агентства по энергетике.
Аналогичные правила применяются и в газовом секторе. "Если у вас есть проект в газовой отрасли, вы должны заключить сделку с "Газпромом" для того, чтобы получить доступ к газопроводу. В противном случае ваш проект не увенчается коммерческим успехом", - говорит Кристофер Уифер.
Пример компании ТНК-ВР является хорошей иллюстрацией этих слов. У этой компании есть лицензия на разработку гигантского газового месторождения "Ковыкта", но успех этого проекта, стоимость которого оценивается в 15 млрд долларов, полностью зависит от участия в нем "Газпрома". "Газпром" же потребовал контрольный пакет акций, а также контроль за экспортом газа с этого месторождения. У ТНК-ВР не было выбора, но даже после согласия компании на предложенные условия "Газпром", у которого есть другие приоритеты, задвинул этот проект в дальний угол. "Хотя у "Газпрома" и нет лицензии на разработку этого месторождения, он работает на нем так, словно это его собственность", - сказал источник, знакомый с ситуацией.
Иностранные компании - не единственные, кто обеспокоен усилением вмешательства государства в экономику. Этим обеспокоены также немногие оставшиеся частные российские нефтяные компании. "Если до начала аукциона председатель совета директоров государственной компании будет звонить человеку, обладающему властью, и говорить, что эта лицензия должна достаться его компании, то это очень сильно деформирует рынок", - сказал руководитель одной из нефтяных компаний. Такие опасения имеют под собой основания, учитывая факты оказания административного давления на частные компании в России. Как сказал Кристофер Уифер, "российское государство будет прямым конкурентом в борьбе за те лицензии, которые оно само и выдает".
Более того, как утверждают экономисты, если даже отставить в сторону нарушение принципа здоровой конкуренции, усиление присутствия государства в нефтяном секторе может нанести ущерб российской экономике. Андрей Илларионов, советник президента Путина по экономическим вопросам, который отличается откровенностью, предупредил, что Россия повторяет ошибки Венесуэлы 1950-х годов, которая национализировала свою нефтяную и газовую отрасль и в результате испытала снижение ВВП. В России также проявляются симптомы, отнюдь не внушающие оптимизма.
Изменения уже повлияли на рост объемов добычи нефти и инвестиций в нефтяной сектор в России - фактор, который вносил главный вклад в экономический рост страны последние пять лет. В это пятилетие наблюдался рост добычи нефти в среднем на 9% в год, однако в прошлом году этот показатель стал замедляться и, вероятно, в этом году он снизится до 3%.
Владимир Милов, президент независимой исследовательской организации Институт энергетической политики, говорит, что рост добычи нефти в России сдерживается различными формами административного давления. Он утверждает, что карательная налоговая система, при которой государство забирает практически все доходы от цены продажи, превышающей 25 долларов за баррель, и нехватка нефтепроводов делают бессмысленной разработку новых нефтяных месторождений, хотя есть острая необходимость в таких разработках.
Движущей силой роста российского нефтяного сектора в последние пять лет в основном были частные компании. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития, в 2000-2003 годах они вносили прямой вклад в рост ВВП, обеспечивая от одной пятой до одной четверти прироста. При этом вклад государственных нефтяных компаний был очень незначительным. "Вряд ли российские частные нефтяные компании могли бы достичь такого роста в последние годы, если бы они остались под государственным контролем", - к такому выводу пришла ОЭСР.
Илларионов утверждает, что последние действия правительства стали причиной перераспределения ресурсов от эффективных собственников, таких как ЮКОС, к менее эффективным. "Газпром" из-за своего размера остается одной из наименее эффективных компаний. В прошлом году затраты "Газпрома" на содержание персонала увеличились более чем на 30%, в то время как его чистый доход увеличился лишь на 24,2%. Рыночная капитализация "Газпрома" в расчете на один баррель газа является одной из самых низких в газовой отрасли. В период с 2000 по 2004 годы среднегодовой объем производства в компании "Роснефть" увеличивался лишь на 3% (для сравнения: в компании "Сибнефть" - на 26%). И "Газпром", и "Роснефть" имеют более низкую прибыль в соотношении с общей стоимостью имущества, чем большинство российских и международных компаний отрасли.
Но если ни иностранные компании, ни российская экономика не получают выгод от последних изменений в энергетическом секторе, то кто же их получает? Некоторые наблюдатели утверждают, что в основе последних трансформаций лежит нечто менее благородное, чем интересы государства. Владимир Милов считает: "Смешно говорить о национализации нефтяной отрасли. Национализация - это переход собственности из частной в государственную. То, что мы видим, - это передача активов от государства людям, близким к Кремлю".
Председателем совета директоров "Роснефти", одной из наименее прозрачных российских компаний, является Игорь Сечин, заместитель главы администрации президента Путина, который, как многие считают, стоит за атакой на ЮКОС и Ходорковского. Председателем совета директоров компании "Газпром" является Дмитрий Медведев, глава администрации президента Путина. Некоторые подозревают, что Путин сам подумывает, не возглавить ли ему "Газпром" после того, как в 2008 году истечет второй президентский срок, которой, согласно конституции, должен стать для него последним. "Мы видим рождение новых олигархов в России. У старых олигархов были политические связи в Кремле. Новые олигархи сами находятся в Кремле", - говорит Милов.
Что касается Путина, он опровергает это мнение. Во время последней встречи с иностранными журналистами Путин сказал, что назначение высокопоставленных чиновников в совет директоров государственных компаний - обычная практика и чиновники не получают от этого доход. У них нет акций компании, и они лишь представляют интересы государства.
Между тем некоторые российские наблюдатели утверждают, что частичная приватизация компаний, находящихся в государственной собственности, может создать механизм, в результате которого менеджер, представляющий интересы государства, превратится в акционера. Компания "Роснефть" объявила о планах продать частным инвесторам 49% акций в рамках изначального открытого предложения. На первый взгляд, этот шаг противоречит общей тенденции по усилению государственного контроля над стратегическими отраслями экономики.
"Изначальное открытое предложение - это способ сделать акции ликвидными, что позволит менеджерам ("Роснефти") законным способом приобрести акции в собственность, - считает один влиятельных российских бизнесменов. - В ближайшие несколько лет мы будем наблюдать за плавным переходом активов от частных бизнесменов в полугосударственную собственность, и затем - обратно в частные руки, но уже в другие руки. Им нужно сделать это быстро, до президентских выборов 2008 года, и это - гонка со временем".
Это может объяснить тот факт, почему менеджмент "Роснефти" упорно боролся против присоединения к "Газпрому" - решения, одобренного Путиным. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в марте сказал в интервью Financial Times: "Окончательное решение принято. Слияние будет завершено к июлю". Но после лоббистских усилий, которые в последний момент предприняли руководители "Роснефти", соглашение о слиянии не было реализовано и "Роснефть" добилась автономии от "Газпрома".
"Это слияние лишило бы Богданчикова (президента "Роснефти") реальной власти или контроля над финансовыми потоками "Роснефти". Он бы превратился в наемного менеджера", - говорит инвестиционный банкир, знакомый с условиями первоначального соглашения о слиянии.
Аналитики также подвергают сомнению логичность решения правительства об уплате 7,5 млрд долларов "Газпрому" с целью увеличить пакет акций этой компании, находящийся в собственности государства, с 39 до 51%. Позиция властей заключается в том, что приобретение государством контрольного пакета "Газпрома" до того, как будут отменены ограничения на покупку его акций иностранцами (в настоящее время иностранным инвесторам позволено покупать лишь американские депозитарные расписки "Газпрома", более дорогие по сравнению с акциями). Но многие эксперты говорят, что позиция властей не выдерживает никакой критики. "Новые акции не дали правительству дополнительного контроля, кроме того, который оно уже имело", - сказал в интервью инвестиционный банкир.
Те дополнительные акции, которые приобрело правительство у "Газпрома" за 7,5 млрд долларов, ранее были собственными акциями "Газпрома" в портфеле этой компании. "Единственный вариант, когда правительство могло бы потерять контроль над этими акциями, тот случай, если бы менеджеры компании, которые назначаются правительством, украли бы их", - говорит Милов.
Правительство должно перечислить "Газпрому" деньги за покупку его акций к Рождеству. "Газпром" уже потратил эти деньги на покупку компании "Сибнефть" у лондонского инвестиционного фонда Millhouse Capital, который находится под контролем Абрамовича. Правительство провозгласило эту сделку образцом прозрачности и рыночных принципов.
В то же время так и не были полностью раскрыты бенефициарии Millhouse Capital или "Сибнефти". Сама "Сибнефть" утверждает, что ее контролирует Абрамович и его партнеры. Между тем очевидно, что на сегодняшний день Абрамович и эти неназванные партнеры - единственные, кто получил прямую выгоду от усиления роли правительства в энергетическом секторе. Но вскоре могут появиться и другие получатели "призов".