Многие в этой российской республике сомневаются, что парламентские выборы 29 ноября принесут с собой изменения. Но даже при таком раскладе гонка собрала 400 кандидатов
Поддерживаемое Москвой правительство в Чечне применяет в отношении упорных мятежников-сепаратистов метод кнута и пряника.
Тем, кто складывает оружие, оказывают радушный прием и предлагают амнистию. Как Магомеду Ханбиеву, некогда влиятельному генералу мятежников. Сегодня, когда прошло больше года после его сдачи, он по-прежнему в Чечне и участвует в выборах в первый поствоенный чеченский парламент.
А еще был Шамиль-Хаджи Мускиев, близкий союзник мятежника-президента. Несколько недель назад жители Цоцин-юрта, села в центре Чечни, проснулись и обнаружили отрубленную голову генерала, насаженную на трубу небольшого моста на краю города. Неподалеку висело тело другого боевика, также убитого в столкновении с чеченскими силами безопасности.
"Они не позволяют людям похоронить их, и люди начинают ворчать, что нельзя оставлять мертвые тела вот так - до них могут добраться собаки и принести их части в дом, - говорит Разет Дукаева, живущая недалеко от реки.- Старики говорят, что это грех. Мне кажется, они хотели показать, что они действуют, что они освобождают нас от бандитов. Кого это может утешить? Никому от действий, подобных этим, легче быть не может".
Выборы, назначенные на 29 ноября, - это последняя стадия кремлевского мирного плана для Чечни, процесса, который начался с референдума в 2003 году, подтвердившего постоянное членство сепаратистской республики в России, и завершился объявлением российского президента Владимира Путина о том, что война, длящаяся более десятилетия, оканчивается.
Однако продолжение столкновений не позволяет убедить в этом некоторых.
"Они говорят, что все нормально. Но перестрелки продолжаются. Продолжаются взрывы в лесах, - говорит 49-летняя Лейла Халакова, еще одна жительница Цоцин-юрта, родственник которой бесследно исчез, когда российские войска вошли в село в 2000 году. - У меня такое мнение: никогда между чеченцами и русскими, что бы они ни говорили, какие бы прекрасные слова ни произносили, не будет ничего, кроме вечной вражды и ненависти друг к другу. Моя трехлетняя внучка говорит: "Жаль, что у меня нет ружья. Я бы застрелила всех тех русских, которые вторгались в наши дома".
Несмотря на беспорядки, которые продолжают бушевать в этой разрушенной южной российской республике, для участия в выборах, которые могут стать первым после начала второй войны с Россией в 2000 году чеченским форумом для широких общественных дебатов, зарегистрировалось более 400 кандидатов от 8 партий.
После начала войны не существовало никаких официальных каналов для выражения народного гнева по поводу жестоких и произвольных арестов, сохранения коррупции в правительстве и того факта, что 474 тыс. чеченцев остаются безработными, и их число намного превышает 154 тыс. человек, обеспеченных рабочими местами.
"Экономическая ситуация катастрофична. И, к сожалению, многие из этих вопросов - нищета населения, нарушения прав человека и безопасности людей, ситуация со здравоохранением - остаются недостаточно проанализированными исполнительными властями", - отмечает Вахит Акаев, профессор социологии в Чеченском государственном университете и независимый кандидат в парламент.
Предвыборная кампания уже принимает форму состязания между кланами и альянсами по поводу будущего руководства республики.
Официально президент Алу Алханов должен проработать до 2008 года. Однако Рамзан Кадыров, сын убитого в результате покушения предшественника Алханова, ждет своей очереди на посту премьер-министра и главы мощных президентских сил безопасности, в которых числится 4 тыс. человек.
Многие аналитики ожидают, что Кадыров, уже самый влиятельный человек в Чечне, станет президентом уже в будущем году, когда ему исполнится 30 лет - это минимальный возраст, требуемый для занятия президентского поста по конституции. Кадыров подыскивает дружественных кандидатов не только в пропутинской "Единой России", но и в списках нескольких мелких партий.
"Каждый год в Чечню поступает миллиард долларов (российской помощи), и Рамзан хочет контролировать 70%. Другие не хотят предоставлять ему этот контроль. В этом-то и вся суть конкуренции", - заявляет Абдулла Истамулов, возглавляющий "СК-Стратегию", организацию, поддерживающую развитие гражданского общества в России, которая направляет наблюдателей на выборы.
"СК-Стратегия" проводит опросы общественного мнения для оппозиционных партий и неправительственных организаций, Коалиции демократических сил. Этот блок призывает к разоружению ополчения в окружении Кадырова, возвращению российских войск на их базы и восстановлению безопасности, чтобы уехавшие чеченцы могли вернуться, отстроить свои дома и создать новые предприятия.
Однако Республиканская партия, входящая в коалицию, в конце прошлого месяца была исключена из списков - власти оспорили подлинность подписей в поддержку партии, хотя их было собрано в 5 раз больше требуемого количества.
Ханбиев, бывший мятежник и министр обороны, надеется привлечь людей, разочарованных правящей партией "Единая Россия". Несмотря на его сделку с правительством по амнистии, которая дала возможность 7 тыс. бывших боевиков вернуться к гражданской жизни, он настаивает на том, что сохраняет независимость.
По всей столице Чечни, Грозному, ездят грузовики с цементом и кирпичами для восстановления множества разрушенных за два года войны домов. Однако еще больше в глаза бросается то, чего так и не было сделано: спустя два года после референдума, который, как предполагался, положит конец войне, весь промышленный район и большая часть центра города по-прежнему являют собой руины и кучи обломков и мусора.
Каждый месяц без каких бы то ни было объяснений арестам подвергается десять и более молодых людей, часто это делают силы безопасности Кадырова.
В прошлом месяце несколько женщин в селении Новые Атаги перекрыли шоссе в знак протеста против ареста 8 молодых людей, которых, вероятно, задержали для выяснения имен ответственных за убийство милиционера, произошедшее в селении за месяц до этого.
Во время бесед с представителями правозащитной организации "Мемориал" матери сообщили, что в последние месяцы задержаниям подвергались даже мальчики 12-13-летнего возраста. Одна из женщин, не назвавшая своего имени из страха возмездия, сказала, что 12 марта власти увели ее сына.
О нем не было никаких известий на протяжении 10 дней. Потом его освободили, вероятно, после того, как семья заплатила взятку. Сын рассказал, что его раздевали до белья, сажали на газовую печь, а потом прикладывали снег. Кроме того, они надевали ему на голову петлю из каната и начинали закручивать веревку палкой. "Они говорили, что будут крутить ее до тех пор, пока у него из орбит не вылезут глаза", - рассказала женщина "Мемориалу".
На въезде в Цоцин-юрт сразу бросаются в глаза более 100 памятных знаков, увенчанных полумесяцами - на каждого мятежника-боевика, погибшего в войне. Некоторые полагают, что это - ответ населения на мирный план правительства.
Однако не все голоса столь бескомпромиссны.
"Конечно, я пойду на выборы, - заявляет 47-летняя Тамара Ахмадханова, продавец местного рынка. - Я беженка из Грозного. Мою квартиру разрушили во время второй войны, и я еще не получила никакой компенсации. Больше чего бы то ни было нам сейчас нужен мир".