"В метро люди смотрят на меня как на персонажа из фильма", - говорит Эзе. Как и все африканские студенты в России, этот 24-летний нигериец сталкивается с расизмом каждый день. "За девять месяцев жизни в России меня ни разу не били, - рассказывает он, словно речь идет о чем-то исключительном. - Но одного из моих друзей избили, и я очень осторожен. Никогда не выхожу один в город и стараюсь не ездить по ночам". В прошлом году в России было совершено не менее 45 убийств на почве расизма, в то время как в 2003 году их было около двух десятков. Эти цифры приводит "Сова" - российский научный центр, занимающийся проблемой ксенофобии и пытающийся собственными данными восполнить отсутствие достоверной официальной статистики.
"Хулиганство"
С большой неохотой говорящие о преступлениях на расовой почве, милиция и органы юстиции чаще всего подводят их под статью "хулиганство". В этом году центр "Сова" зафиксировал не менее 22 убийств и 280 случаев избиения, совершенных на почве расовой ненависти. Комментируя эти цифры, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод говорит: "После рекорда, установленного в прошлом году, наказания за расистские нападения все же были ужесточены. Видимо, поэтому нападений сегодня стало несколько меньше".
В Российском университете дружбы народов, основанном в 1960 году для приема студентов из стран Африки, Азии и Америки, которых Советский Союз хотел сделать своими сторонниками, практически все молодые африканцы могут рассказать об избиениях, оскорблениях, плевках в свою сторону на улицах Москвы. "Мне повезло, - рассказывает 25-летний Эммануэль, нигерийский студент с факультета международных отношений. - На меня и моего друга напали, когда мы пошли покупать книгу по русской истории. Нападавшими были трое русских ребят, но мы были сильнее, и они убежали. Потом мы повстречали милиционеров, которые увидели нас в разорванных брюках, в крови. Единственное, что они сделали, - это потребовали у нас документы, чтобы проверить, есть ли у нас регистрация".
Тревожная тенденция
Милиция не помогает: чаще ее самой приходится опасаться, говорит 22-летний Ромеш, студент из Гвинеи-Бисау. "В этой стране милиция, похоже, только тем и занимается, что проверяет иностранцев в надежде, что что-нибудь окажется не в порядке и у них можно будет вытянуть деньги. Меня они проверяют по три раза в неделю, но у меня все в порядке!" Этот студент, уже 10 лет живущий в России, отмечает и другую тревожную тенденцию: "В 90-е годы скинхеды нападали на иностранцев. Сегодня в Москве скинхедов можно увидеть уже не так часто. На нас нападают вполне обычные с виду парни".
Наташа Н., уже тридцать лет преподающая русский язык в Университета дружбы народов, подтверждает сказанное выше: "Это правда, наши студенты сталкиваются с серьезной проблемой расизма, которой в советскую эпоху просто не существовало. В то время в Москве иностранцы были редкостью и представлялись нам чем-то экзотическим - например, узбеки в их тюбетейках. Сегодня людей с темной кожей можно встретить в Москве повсюду: кавказцы заправляют на рынках, узбеки, таджики и киргизы работают на каждой стройке, подметают улицы... У русских возникло ощущение, что у них отнимают рабочие места, и они вымещают свой гнев на всех иностранцах, особенно на чернокожих".
В 1999 году, согласно опросу, проведенному социологическим институтом Левады, 44% россиян поддерживали лозунг "Россия - для русских". В годы правления Путина, отмеченные возобновлением и продолжением войны в Чечне, их число возросло: сегодня эту формулу одобряет 58% опрошенных.