Воры, хамы, грубияны, циники, безразличные к собственной нищете и к тирании, которую творят над ними власти, - русские вызывают удивление у европейцев. Порой они вызывают у них возмущение. Тем, что смиряются со всей мерзостью прошлого и ложью недавнего времени. Со всеми преступлениями, которые останутся безнаказанными. Со всеми оскорблениями. Самое страшное в том, что они их терпят - без всяких видимых усилий. Как если бы "моральная раскачка", о которой говорил еще Достоевский, стала второй натурой, нормой. Переживают ли они дни радости или печали - они почти гордятся ими, чтобы выразить презрение Западу, который вызывает у них досаду, утомляет их вечными замечаниями. Они цитируют, бахвалясь, старое стихотворение Александра Блока: "Да, скифы мы, с раскосыми глазами".
Тем, в которых проявляется непонимание между Россией и международным сообществом, много. Непоправимая ли это ситуация? Париж и Берлин так не думают. Вильнюс и Варшава в этом убеждены. Те, кто жил под жестким контролем СССР, не питают иллюзий в отношении "демократизации" бывшей империи, ее способности приобщаться к культуре, уважать действующее в западном мире законодательство и принять его ценности. Другие, не испытавшие на себе, что такое жизнь в степи, говорят, что не стоит торопить время и на этом этапе все валить в одну кучу, как недавно сказала Ангела Меркель, "экономические дела и дела моральные". По мнению большинства россиян, это избитая истина. Они не являются врагами прав человека, свободы или равенства. Просто они больше не верят в их немедленное пришествие. Получавшие на протяжении 70 лет вакцину братства и дружбы между народами, "скифы" сопротивляются утопии. Для них гуманизм - это химера. Потому что человек никогда не будет добрым. Они убеждены, что жители западных стран в целом и европейцы в частности просто-напросто лицемеры. Ничто их так не раздражает, как наша привычка улыбаться по поводу и без повода. Они воспринимают эту форму проявления вежливости как бесполезное кривляние. Кроме того, они убеждены, что, несмотря на наше дружелюбие, мы ничем их не лучше. Вся разница заключается в их покорности злу и нашем настойчивом его отрицании.
Москва никогда не верила, что западная поддержка "розовой революции" в Грузии, "оранжевой" на Украине или "тюльпановой" в Киргизии была бескорыстной. По мнению России, тирады о победе демократии на Кавказе или в Восточной Европе не могут скрыть реальную преследуемую цель: вторжение в чужие пределы, которые на протяжении столетий были частью зоны их влияния. Народ разделяет, один раз не в счет, мнение своих руководителей. Никто в России не сомневается, что Тбилиси стал приоритетом по причине BTC, трубопровода, по которому черное золото из Баку, Азербайджан, направляется в Джейхан, Турция, и часть трубопровода проходит по территории Грузии в обход российской территории. Весь мир удивляется ажиотажу, связанному с российско-немецким проектом Nordstream. Этот сооружаемый газопровод, по которому российское голубое золото будет транспортироваться в Европу в обход Украины или Польши. Почему ВТС был воспринят как стройка века, прогресс, победа, в то время как Nordstream называют делом Сатаны?
Граф де Кюстин имел обыкновение говорить, что "русские - это светловолосые арабы". Как и арабы, русские все время говорят о двойных стандартах. Но что еще хуже, они железно верят в то, что американцы и европейцы только лишь и мечтают о том, чтобы завладеть их природными богатствами, оправдывая все это добрыми намерениями. Демократией. Конечно же, Кремль имеет основания подчеркивать подозрительность, с которой в Европе относятся к покупке акций EADS российским банком, или вздохи негодования по той причине, что Москва требует долю участия в распределении газа в странах Европейского союза, которые являются ее клиентами. В ответ Запад считает нормальным иметь доступ к российским нефтяным месторождениям и негодует, поскольку его компании отстраняются от участия в проекте "Сахалин-2" по разработке Штокмановского месторождения, а возможно, и месторождения в Харьяге.
Империя зла рухнула. Русские поверили или сделали вид, что поверили, что наконец-то они в стане "друзей". Запад в свою очередь приветствовал возвращение России в семью цивилизованных наций. Но очень скоро реальность одержала верх - разочарование, неудача. Весь мир разочарован. Каждый защищает свои "законные интересы" в новой "большой игре" за контроль над энергетическими ресурсами. Запад пускает в ход свои пешки. Русские защищаются. Они чувствуют себя окруженными, они атакуют противника с флангов и не понимают, что их ответный удар воспринимается как агрессия. Вероломная или непропорциональная. Владимир Путин никогда не скрывал своего кредо: в бой вступают, чтобы в нем победить. Он находит удовольствие в том, чтобы спрашивать не без иронии у своих собеседников: разве они борются, чтобы проиграть? Используемые методы? Он щурит глаза. Представители западных стран всегда удивляют его своими вопросами. Средства не имеют большого значения. Цель оправдывает средства. Как "хорошие", так и "жестокие". С одной лишь разницей: одни их стараются скрыть, другие ими хвалятся. Возможно, речь идет о расщелине. Широкой пропасти, разделяющей два человеческих, слишком жестокосердных берега.