В Европе крепнет движение ультраправых, пересказывает The Guardian доклад британского аналитического центра Demos. "Новое поколение сторонников этого движения, выражающих свое мнение в интернете, поддерживает жесткие националистические и антииммигрантские организации", - пишут журналисты Питер Уокер и Мэттью Тейлор. Доклад подготовлен накануне конференции в Брюсселе, где политики и ученые обсудят это явление.
Исследование Demos - первая попытка изучить взгляды ультраправых в сети. Ученые убедили более 10 тыс. сторонников 14 партий и уличных организаций в 11 странах заполнить подробные опросники.
Националистические настроения распространены во всей Европе среди молодежи, преимущественно среди мужчин. "Они крайне скептически относятся к ЕС и правительствам своих стран. Их обобщенный страх перед будущим - это прежде всего страх за культурную идентичность, их беспокоит явление иммиграции, особенно предполагаемое распространение исламского влияния", - говорится в статье. Материалы собраны преимущественно в июле-августе, когда кризис еврозоны еще не был столь острым.
"Подобно тому, как антисемитизм был объединяющим фактором для ультраправых партий в 1910-1930-е годы, исламофобия стала объединяющим фактором в первые десятилетия XXI века", - сказал Томас Клау из European Council on Foreign Relations, который выступит на конференции сегодня.
Партии, выдвигающие антииммигрантские и исламофобские идеи, имеют значимые парламентские блоки в 8 странах. "В других государствах наблюдается рост националистических уличных движений типа "Лиги обороны Англии" (EDL)", - пишет газета. Но, по словам экспертов, это только верхушка айсберга: у большинства партий число сторонников в интернете значительно превышает официальную численность.
Спектр широк - от французского Национального фронта, имеющего реальные шансы на президентских выборах 2012 года, до аморфных уличных движений типа EDL, в чьих демонстрациях участвуют несколько сот человек, не больше, или французского Bloc Indentitaire, который кормит бездомных "супом идентичности" - похлебкой со свининой. "Некоторые скандинавские партии, достигшие успеха в последние годы, сочетают откровенно-левую позицию по вопросам соцобеспечения с яростным сопротивлением всем формам мультикультурализма", - говорится в статье.
Пользуясь ресурсами Facebook, центр Demos заключил, что у 14 партий имеется без малого 450 тыс. сторонников. Почти две трети моложе 30 лет, три четверти - мужчины, уровень безработицы среди них превышает усредненный.
Что касается анонимных опросов, то постоянно звучала тема иммигрантов, причем больше среди молодых респондентов. Отвечая на вопрос, что впервые привлекло респондентов в идеях этих партий, участники гораздо чаще отвечали "ислам" и "иммигранты", чем упоминали об обеспокоенности экономическим положением, говорится в статье.
Некоторые уверяли, что ислам - антитеза либеральной демократии. Это ключевой пункт для новых популистов-националистов, заметил британский эксперт Мэттью Гудвин. "Современных избирателей отталкивает грубый, откровенный расизм", - пояснил он. А эти организации говорят, что недовольство иммиграцией - не расизм, если ты защищаешь свои родные традиции, отметил Гудвин.
По мнению аналитиков, кризис еврозоны спровоцирует приток граждан в популистские партии, которые настроены против ЕС и охотно играют на националистической розни. За последние 10 лет представительство таких партий в парламентах Западной Европы увеличилось более чем вдвое.
Сотни тысяч европейцев разочарованы в традиционных партиях и политических институтах и обращаются к популистским движениям, подчеркнул автор доклада Джейми Бартлетт. "Политики всего континента должны проснуться от дремы, вслушаться и среагировать", - призвал он.