В своем стремлении прославлять этот исторический успех коммунизма китайский режим должен все же отдавать себе отчет в том, что его нынешний политический идеал больше зиждется на стабильности, чем на пересмотре установленного порядка, пишет обозреватель портала Slate.fr Даниэль Верне.
Китайские агентства путешествий организуют "красные туры" по городам России, связанные с революционной эпопеей, говорится в статье. Они пользуются большим успехом у китайцев старше 60 лет, у которых, помимо ностальгии по СССР, присутствует "эмоциональная привязанность к железным дорогам и к марксизму-ленинизму", красочно формулирует сайт China Daily.
Официально руководство государства и китайской компартии проявляет умеренность. Конечно, "российская революция принесла коммунистические идеи в Китай", и вопрос об отрицании этого наследия не ставится. "Позитивная энергия, которую принес коммунизм нашему обществу, намного превосходит все неверные отклонения от пути, вызванные нашим незрелым пониманием этой теории", - пишет ежедневная газета Global Times, в целом представляющая наиболее националистическую тенденцию в КПК.
В той системе, которая после бесчинств и преступлений "культурной революции" (1966-1976) возвела стабильность в основную добродетель, понятием революции следует пользоваться с осторожностью, отмечает Верне.
Революция больше не является высоко поднятым флагом, которым можно размахивать, потому что в современном мире те движения, которые причисляют себя к ней, предъявляют обвинения устоявшимся режимам. Как, например, так называемые "цветные" революции, затронувшие бывшие республики Советского Союза (Грузия, Украина - дважды, Киргизия). К подобным движениям демократического толка, атакующим посткоммунистические олигархии, китайские руководители испытывают ту же неприязнь, что и Владимир Путин, указывает обозреватель.
Их опасения заходят куда дальше. Политики-реформисты "в духе Горбачева" действуют на них, как пугало, пишет Верне. Для руководителей КПК горбачевская перестройка - лучший прием для ликвидации социализма, что продемонстрировал опыт, а значит, такому примеру не надо следовать.
В уроках, которые китайцы извлекают из Февральской и Октябрьской революций 1917 года, они - в противоположность нынешней российской власти - полностью не принижают значение "буржуазной" Февральской революции, положившей конец царскому режиму. Они также не занимаются критической оценкой истории СССР и коммунистического движения за прошедшие сто лет, полагает автор статьи.
Уроки в отношении нынешней международной обстановки: во-первых, избегать революционных потрясений и предпочитать им последовательную модернизацию экономики и общества; во-вторых, исключить насилие для разрешения проблем; в-третьих, поддерживать единство народа и стабильность. Для лидеров КПК речь идет также о международной стабильности, понимаемой как необходимое условие для продолжения развития Китая, комментирует Верне.