Якобы существующая связь между российскими инвестициями в Facebook & Co. и вмешательством русских в ход предвыборной кампании в США, о которой заговорили в связи с обнародованием "Райского досье", может быть легко опровергнута. Русских заботит нечто совершенно другое, уверен постоянный автор Die Welt Эдуард Штайнер.
"Согласно информации, которую представил консорциум ICIJ, занимающийся независимыми журналистскими расследованиями, суть скандала заключается в том, что "компании, которыми владеет Кремль", инвестировали в американские соцсети Facebook и Twitter, тем самым "обеспечив российским властям (...) финансовую долю в американских социальных медиа", - говорится в статье.
"Однако даже не беря в расчет то, что подобная формулировка некорректна уже по своему содержанию (речь на деле не идет о неких кремлевских фирмах), эта история способна увеличить давление не столько на Россию, сколько на эти самые вышеозначенные социальные медиа. Именно они в последнее время сталкиваются с огромными имиджевыми проблемами в США, поскольку из-за якобы имевшей место халатности в обращении с данными и из-за, по некоторой информации, имевших место случаев злоупотребления со стороны российских активистов в ходе американской предвыборной кампании теперь должны отвечать перед Сенатом. Теперь им совсем некстати новая информация о сомнительных связях с РФ".
В центре всей истории стоит российский бизнесмен Юрий Мильнер, который, по мнению журнала Forbes, входит в сотню самых успешных экономистов современности и которого русская версия издания вносит в список 100 самых влиятельных россиян, замечает Штайнер.
"Через свой фонд DST Global он в течение многих лет инвестировал средства в такие компании, как Spotify, Zynga, Groupon, AirBnB или WhatsApp. Не секретом были и его инвестиции в Facebook и Twitter", - к 2010 году его доля в компании Цукерберга составила 10%, напоминает автор.
"Поводом для скандала мог бы послужить тот факт, что за инвестициями Мильнера якобы стояли близкие к Кремлю люди, - говорится в статье. - DST Global, среди акционеров которого в 2008 году появляется российский миллиардер Алишер Усманов, получил (как пишет The New York Times), сотни миллионов долларов от офшорной компании Kanton Services. Ее, в свою очередь, финансировала дочерняя компания "Газпрома" "Газпром инвестхолдинг", генеральным директором которой до 2014 года был Усманов".
"Инвестиции Мильнера в Twitter кажутся ICIJ тоже очень подозрительными. А все потому, что согласно оказавшимся в распоряжении журналистов документам офшорной регистрационной компании, второй по величине российский государственный банк ВТБ перевел в инвестфонд Мильнера 191 млн долларов, предназначенных для инвестиций в Twitter", - сообщает издание.
Правда, указывает Штайнер, как ВТБ, так и "Газпром инвестхолдинг" выступали сугубо в качестве тех, кто инвестирует средства и не вмешивается в инвестиционный менеджмент. Об этом в беседе с российским деловым изданием "Ведомости" заявил американский партнер фонда Мильнера. Facebook и Twitter, со своей стороны, подчеркнули, что подвергали инвестиции русских тщательной проверке.
Что подозрительного в том, что инвестиционный фонд использует деньги инвесторов для инвестиций? - задается ироничным вопросом российский сенатор Константин Косачев.
"В России, - продолжает автор, - инвестиции Мильнера не вызывают особых подозрений. Большее внимание приковывает к себе офшорная активность жен государственных топ-менеджеров. Так, в случае с супругой первого вице-премьера Игоря Шувалова "Райское досье" предлагает дополнительную информацию, касающуюся до сих пор неизвестных подробностей. Согласно новым данным, она является единственным бенефициаром некоей офшорной компании, которой принадлежит самолет BD-700-1A10. Ранее уже был предан огласке тот факт, что этот самолет используется для транспортировки на международные выставки ее собак. Для того чтобы не платить НДС, многие богатые русские регистрируют свои самолеты на Бермудских островах".
Еще больший резонанс, пишет журналист, вызвала обнародованная информация о компании на Каймановых островах, бенефициаром которой является Марина Сечина; компания была основана при содействии австрийского банка Meinl для финансирования развития сферы недвижимости в России и в Восточной Европе. Как пишет автор, ссылаясь на "Новую газету", в презентации компании говорится о том, что ей нужны лишь "избранные инвесторы", которые в состоянии инвестировать несколько десятков миллионов долларов.
"Марина Сечина - как раз такой избранный инвестор, ведь она многие годы была супругой Игоря Сечина, второго человека в государстве (...). В 2011 году супруги развелись, но сохранили отличные отношения. Какую конкретно сумму инвестировала госпожа Сечина в проект, в документах не сказано. Как, впрочем, и то, откуда у нее эти средства. Из декларации о доходах, поданной ее супругом, явствует, что в период с 2008 по 2010 год доходов у нее не было", - заключает Эдуард Штайнер.