Романо Проди и Сильвио Берлускони сегодня должны прибыть в Ялту для напряженных переговоров с президентом Украины Леонидом Кучмой, который грозится прекратить попытки интегрироваться с Европейским союзом и проводить более жесткую внутреннюю политику.
В ряде недавних речей Кучма заявил, что ему надоело ждать от ЕС известий о том, получит ли Украина когда-нибудь возможность подать заявку на вступление в Евросоюз. По словам Кучмы, теперь он видит, что самые прямые выгоды принесет укрепление связей с Россией.
"Никто, ни один даже из рядовых бюрократов, никогда не говорил, что Украину хотят видеть в ЕС", - отметил Кучма на недавней пресс-конференции.
В сентябре Кучма подписал договор об экономическом союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, который, если его выполнят в полном объеме, станет самой серьезной с момента распада СССР попыткой реинтегрировать бывшие советские экономики.
Он также добился компромисса между своими союзниками, центристами и коммунистами в парламенте по новой конституции, которую ЕС считает отходом от демократии.
Движение в сторону России продолжилось на прошлой неделе, когда правление украинской государственной нефтепроводной компании согласилось повернуть недавно построенный нефтепровод, чтобы доставлять российскую нефть к Черному морю.
Недавно ЕС направил Кучме письмо, пытаясь убедить его использовать нефтепровод, как изначально панировалось, для транспортировки каспийской нефти в Центральную Европу.
Председателю Еврокомиссии Проди и Берлускони, правительство которого в настоящее время является президентом ЕС, предстоит деликатная задача: попытаться вернуть Кучму на предыдущий, европейский курс. В саммите будут участвовать также комиссары ЕС Крис Паттен, Хавьер Солана и Гюнтер Ферхоген.
Проди и Берлускони уже объявили о своих позициях. Проди заявил, что, по его мнению, Украина и другие республики бывшего СССР могут в будущем создать таможенный союз с ЕС, но никогда не станут его членами, тогда как итальянский премьер-министр сказал, что ЕС должен расширяться и, в конце концов, включить в себя даже Россию и Израиль.
Линия представителей ЕС проходит где-то посередине: находясь в Европе, Украина формально имеет право подать заявку на вступление в ЕС, но Евросоюз не готов сказать, сможет ли он когда-нибудь принять эту заявку.
Ферхоген, посетивший Украину в сентябре, говорил тогда, что ЕС не может дать Кучме то, чего он больше всего хочет: назвать дату, когда ЕС будет готов подписать "соглашение об ассоциации", признав Украину кандидатом на вступление в Союз.
Однако, несмотря на серьезные оговорки, касающиеся авторитарного правления Кучмы, европейские дипломаты в Киеве утверждают, что ЕС может дать ему какой-то положительный ответ о шансах Украины на вступление в Союз до конца года, когда Кучма должен уйти со своего поста.
По словам европейских дипломатов, Кучма добился некоторого прогресса в отношениях с ЕС, особенно в сфере торговли. Недавно подписанное соглашение резко снизит взаимные торговые тарифы после того, как Украина вступит во Всемирную торговую организацию, что Кучма стремится сделать к будущему году.
Но недавно Кучма отступил от этой цели, поскольку промышленные группы, поддерживающие его в парламенте, настаивают на более позднем вступлении.
По мнению дипломатов, экономический договор с Россией, если он приведет к снижению цен на газ, тоже может стать препятствием к вступлению в ВТО.
Один из дипломатов заявил, что главную озабоченность ЕС вызывают намерения изменить конституцию, что, по его словам, было бы "равносильно государственному перевороту" и привело бы к ослаблению связей с ЕС. По последнему проекту Кучмы, который, как ожидается, будет поставлен на голосование в будущем году, до избрания нового президента власть передается премьер-министру.
Украинский посол в ЕС Роман Шпек заявил, что решение по нефтепроводу не является окончательным, а любые изменения конституции будут делаться в соответствии с "европейскими и демократическими стандартами".