Менее года тому назад один из богатейших российских магнатов совместно с могущественным главой российских железных дорог и мэром Москвы обнародовал планы строительства фешенебельного нового района с высотными жилыми домами, небоскребами, школами, парками и торговыми центрами на западе города.
Poklonka Parkline рекламировалась как новый шаг в преображении бурно развивающейся столицы на пути к былому величию - "город внутри города", который также станет чудом архитектуры. Впервые в "мировой истории", - хвалился застройщик, - комплекс площадью в 160 акров будет построен на платформе над уже существующей железнодорожной линией, причем движение поездов под ним не будет останавливаться ни на миг.
Поезда как ходили, так и ходят. Но на фоне потрясений, вызванных глобальным финансовым кризисом, планы Poklonka Parkline отложены на потом, как и все другие проекты застройщика-миллиардера Сергея Полонского, кроме тех, где уже приступили к строительным работам.
"Мы решили заморозить работы на всех объектах, которые находятся на стадии разработки, - сказал 35-летний Полонский, окруженный членами совета директоров своей компании - "Миракс Групп" - на недавней пресс-конференции. - Решение прийти на стройплощадки будет принято, только если рынок стабилизируется".
Решение Полонского - а он приостановил более 80% проектов в портфеле своей компании - лишь одна из многочисленных примет того, что глобальные потрясения, которые обрушились на российские фондовые рынки и банковскую систему, начинают чувствоваться и в остальных отраслях российской экономики, особенно в секторе недвижимости, который более 10 лет стремительно рос.
В понедельник на ведущих фондовых рынках России вновь произошел обвал - опять был поставлен рекорд однодневного падения и достигнута минимальная отметка за последние три года. Ключевые индексы ММВБ и РТС снизились на 19%, между тем как регуляторы неоднократно приостанавливали торги, пытаясь замедлить безудержное падение. Котировки уменьшились почти на две трети по сравнению со своим пиковым уровнем, достигнутым в мае этого года.
Тем временем банковская система России страдает от сильного дефицита ликвидности, вызванного бегством капиталов и нехваткой зарубежных займов. Премьер-министр Владимир Путин в ответ раскупорил колоссальные государственные резервы наличных денег, накопленные за время длительного нефтяного бума, и влил в финансовую систему целых 100 млрд долларов.
Многие россияне не ощущают кризис на себе. Лишь небольшой процент населения инвестирует деньги в фондовый рынок, а действия Кремля по поддержке банков предотвратили паническое изъятие вкладов. Но есть тревожные признаки. Инфляция растет, промышленное производство сокращается, а несколько фирм заявили, что уменьшают бонусные выплаты или сокращают сотрудников.
Наиболее отчетливо последствия кризиса видны в строительной отрасли - одном из наиболее быстрорастущих секторов экономики за последние несколько лет, который, однако, принадлежит к числу и наиболее зависимых от банковских кредитов. Поскольку занять деньги стало негде, другие застройщики вслед за Полонским объявляют о планах приостановки строительства.
Среди тех, кто пострадал наиболее сильно, - строительная фирма "Система-Галс", владелец которой Владимир Евтушенков - миллиардер с хорошими связями в политических кругах. Среди его активов есть и один из ведущих российских операторов сотовой связи. "Система-Галс" взяла крупные кредиты, чтобы застолбить за собой долю на рынке, а теперь планирует продать четверть своего портфеля, чтобы получить до 500 млн долларов для погашения задолженности.
"Наши клиенты паникуют, и это сказывается на нашем состоянии дел, - пояснил Дмитрий Луценко, член совета директоров компании Полонского, добавив, что процентные ставки по кредитам в российских банках возросли почти втрое, до 25%, а сроки возврата сократились. - В такой обстановке разумно проявлять осмотрительность".
По словам Луценко, у МИРАКС достаточно наличности, чтобы пережить кризис и продолжать строительство объектов, которые уже возводятся, в том числе самого высокого в Европе небоскреба - башни "Федерация" в Москве. Однако, отметил он, мелкие и средние застройщики столкнутся с серьезными трудностями. "Грядет борьба за выживание", - сказал он.
Замедление темпов строительства может создать политические проблемы для Кремля, который провозгласил обеспечение доступным и комфортабельным жильем одной из приоритетных задач в стране, где, по данным опросов, целых две трети жителей недовольны своим нынешним жильем. Большинство россиян до сих пор живет в тесных квартирах, полученных при советской власти, которые стали их собственностью в результате первого этапа приватизации в начале 1990-х.
Жилищный кризис особенно остр в Москве, где комбинация растущего спроса и спекулятивных операций - а также жесткий контроль города и его могущественного мэра Юрия Лужкова над земельными участками - спровоцировала рост цен втрое за последние три года: на данный момент квадратный фут жилплощади стоит в Москве почти 465 долларов.
Болезненнее всего от дефицита жилья страдают молодые люди вроде 27-летнего Андрея Филатова, редактора одного из коммерчески-технических журналов. Всю жизнь он прожил в маленькой трехкомнатной квартире, которую советское государство выделило его бабушке, когда она устроилась на работу на автомобильный завод много лет назад. Он делил это пространство площадью в 450 квадратных футов с бабушкой, дедом и родителями, а также тетей, дядей и двоюродным братом. Теперь он, его жена и их двухлетняя дочь занимают одну спальню, а его родители - вторую.
По словам Филатова, он надеется накопить достаточно денег, чтобы через несколько лет взять ипотечный кредит на однокомнатную квартиру, но его тревожит влияние кризиса на процентные ставки. "Фирмы не строят доступные квартиры для людей вроде меня", - сказал он.
В последние годы правительство пытается расширить новорожденный рынок ипотеки, объемы которого соответствуют 2% ВВП, между тем как в США они превосходят 100%. Но большинству россиян ипотека по-прежнему недоступна.
31-летний Тимур Хурсандов, журналист информагентства "Интерфакс", говорит, что пытается уже два года получить ипотечный кредит в банке - только за последние полгода он сделал четыре попытки.
"Они все время мне отказывают без объяснения причин", - сказал он. Тем временем процентные ставки выросли приблизительно до 16%. "Конечно, процент высокий, но я считаю, что мне это по карману. Но если рост продолжится... даже не знаю...".