Сегодня исполняется три года со дня убийства Анны Политковской, напоминают СМИ, и последний год стал ужасным для ее бесстрашных коллег. Либеральная демократия не может процветать без журналистских расследований, но журналистам в России сплошь и рядом неофициально выносят смертный приговор.
Сегодня исполняется три года со дня убийства Анны Политковской, напоминают на страницах The Guardian в открытом письме архиепископ Десмонд Туту, Елена Боннер, Вацлав Гавел, Сьюзен Сарандон и другие члены правозащитной организации Reach All Women in War. Вчера организация вручала ежегодную премию имени Политковской, учрежденную для признания заслуг женщин, которые отстаивают права человека в зонах военных действий и конфликтов.
Письмо вновь призывает российские власти привлечь к ответственности убийц Анны Политковской, Натальи Эстемировой, а также их коллег из Чечни, и положить конец убийствам журналистов и правозащитников в России.
Вступая в должность президента, Дмитрий Медведев торжественно заявил, что права и свободы являются высшими ценностями и составляют основу деятельности государства, но, к сожалению, эти слова не отражают действительность, пишет ABC. "Amnesty International неоднократно указывала на то, что в Российской Федерации резко сокращается пространство для публичного выражения мнений, не нравящихся правительству, - отмечает президент испанского отделения AI Ициар Руис-Хименес. - Проявление несогласия или нонконформизма влечет за собой высокий риск подвергнуться ущемлению прав человека".
Сегодня - третья годовщина убийства в Москве российской журналистки и правозащитницы Анны Политковской. Очень вероятно, что ее убили потому, что она не хотела молчать. И, к несчастью, этот случай - не единственный, подчеркивает автор статьи. За последний год были убиты Наталья Эстемирова, Зарема Садулаева, Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова. Увы, обещания российского и чеченского президентов найти виновников этих убийств не заслуживают доверия, считает Руис-Хименес, в заключение призывая власти Испании, которая вскоре будет председательствовать в ЕС, оказать давление на российское руководство.
Еще один материал испанской ABC озаглавлен "Дети Политковской призывают Кремль действовать".
"Вся наша семья постепенно начинает терять надежду на то, что вся цепочка причастных к преступлению будет найдена и виновные понесут наказание", - призналась на пресс-конференции по случаю годовщины убийства Анны Политковской ее дочь Вера, а Илья Политковский считает новое расследование "последним шансом" следствия, пишет корреспондент Рафаэль Манюэко. По мнению Веры Политковской, успех расследования зависит от "политической воли" Кремля.
В поле зрения российских правоохранительных органов попали новые подозреваемые в причастности к убийству оппозиционной журналистки, пишет Die Presse, добавляя, что шеф-редактор "Новой газеты", в которой печаталась Политковская, Сергей Соколов, не назвал ни самих подозреваемых, ни источник, из которого о них стало известно. По словам Соколова, предполагаемый убийца журналистки скрывается в одной из стран ЕС.
В преддверии годовщины убийства Политковской российские правозащитники выразили сомнения в том, что это преступление будет раскрыто. Издание цитирует московского активиста Льва Пономарева, который подчеркивает, что в этом деле большое значение имеет давление со стороны общества, не позволяющее властям прекратить следствие.
Через 20 лет после падения железного занавеса надежды на истинную демократию в России так и не воплотились в жизнь, пишет The Washington Post, и основная причина - тяжелое положение российских СМИ. Анна Политковская, бесстрашная журналистка, выявлявшая вопиющие нарушения прав человека в Чечне, - не первая в ряду российских правозащитников, убитых за правду, и, как ни печально, будут еще убийства, предрекает автор.
Либеральная демократия зависит от журналистов, которые занимаются расследованиями и публикуют то, что им удалось выяснить, указывает автор статьи Энтони Аппиа, профессор философии Принстонского университета и президент попечительского совета американского ПЕН-Центра. Демократия не может процветать, когда журналистам неофициально выносят смертный приговор. Между тем текущий год оказался ужасным для тех, кто смело отстаивает свободу слова в России, пишет он, напоминая имена Эстемировой, Маркелова, Бабуровой, Бекетова.
России больше не нужен ГУЛАГ, чтобы заглушить голос оппозиции, продолжает автор: теперь журналисты получают анонимную, но убедительную угрозу насилия над ними и их семьями с последующей расправой, которая зачастую происходит средь бела дня.
"Американцы были правы, когда думали, что конец советской системы пойдет на благо как нам, так и народу России. Но демократия только начинается с избирательной урны. Важен независимый голос. Мы должны сделать все возможное, чтобы поддержать журналистов в их важной работе. Убийства журналистов касаются не только журналистов, и подрыв российской демократии - это проблема не только России", - заключает автор.