В интернете, да и в жизни легко повстречать людей, которые с удовольствием признаются в ненависти к Стиву Джобсу и всему, что он символизирует, замечает обозреватель The Guardian Чарльз Артур. Часто звучит словечко "sheeple" - "покорные овцы Apple" - обозначающее покупателей "Маков" и "айфонов". По мнению хулителей, Apple - это гигантское надувательство".
Отчего же они так бесятся? Оттого, что приобретение или использование товаров, которые пробуждают в нас сильную эмоциональную реакцию, неизбежно будет отталкивать тех, кто этих чувств не разделяет. Так поясняет Дон Норман, изучающий эмоциональный отклик на дизайнерские и конструкторские разработки.
"Apple прекрасно умеет вселять в пользователей своей продукции сильные позитивные эмоции", - пересказывает газета мнение Нормана. Так, сенсорный экран "айфона" был не самым первым в своем роде, но оказался лучшим среди конкурентов. "Осязание - очень важное чувство, с прикосновениями к людям и вещам связана масса человеческих эмоций", - подчеркивает Нортон. Если на компьютере с клавиатурой люди путаются в меню, то переход со страницы на страницу в "айфоне" - это "интимный акт, даже не "чирканье" пальцем по экрану, а ласка", - считает эксперт.
Но действие рождает противодействие, а эмоции - негативные эмоции. Критики говорят, что у продукции Apple маловато опций, по техническим характеристикам она не самая продвинутая, но при этом дороже. "Короче, вас объегоривают. И вдобавок Apple эксплуатирует китайских рабочих", - говорится в статье.
Любопытно, что к аналогичным товарам - например, Kindle Fire - люди относятся индифферентно, хотя цены не ниже, а производство организовано в том же Китае. Норман объясняет сильную эмоциональную реакцию особым дизайном Apple. "Гениальный дизайн легко обращает людей в вашу веру, но других людей он оттолкнет. Поэтому нужна готовность оскорблять людей, производить товар, заведомо зная, что многие его возненавидят", - говорит Норман. Если же компания пытается угодить всем и каждому - Норман считает, что этим грешит Microsoft, - получается нечто безликое, не внушающее настоящей любви.
А как ответить на упреки в недостаточном количестве опций? Автор вспоминает, как спросил Фила Шиллера, директора Apple по маркетингу, почему в "айподах" нет диктофона и ФМ-приемника. "Мы очень тщательно отбираем технологии", - ответил Шиллер. Тот факт, что появилась новая технология, или ее наличие в продукции конкурентов, - еще не повод ее добавлять. "Мы должны включать в продукт технологии и опции потому, что нашим покупателям стоит их иметь, а также потому, что значительная доля покупателей захочет иметь эту опцию", - поведал Шиллер. Руководство Apple полагает, что многие продукты страдают переизбытком опций, а на деле надо совершенствовать функции продукта, которые реально нужны потребителю.