Первая АЭС, построенная в Иране, небезопасна по самой своей конструкции, излагает The Times документ, приписываемый "некому бывшему сотруднику юридического отдела Иранской организации атомной энергии", как пишет журналист Мартин Флетчер. Согласно документу, весьма вероятно, что на реакторе в Бушере произойдет ядерная катастрофа. Газета сообщает, что получила документ от неназванного "источника, который заслуживает уважения".
В документе утверждается, что Бушерская АЭС построена "второразрядными инженерами", которые пытались совместить российское и немецкое оборудование разных времен; что АЭС находится в одной из самых сейсмически опасных зон мира и не сможет выдержать крупного землетрясения; что серьезная программа обучения персонала и планы на случай аварий отсутствуют.
"Подлинность документа подтвердить невозможно, но специалисты-атомщики не видят причин сомневаться в его содержании", - говорится в статье. Вдобавок Иран - единственная страна, которая имеет АЭС, но не состоит в Конвенции о ядерной безопасности.
Первоначально Бушерскую АЭС строила, но так и не достроила немецкая Kraftwerk Union. Реакторы сильно пострадали во время ирано-иракской войны. В 1990-е годы иранский режим возродил проект, на сей раз силами российских инженеров. Те хотели начать с нуля, но иранцы настояли на использовании того, что успели построили немцы, пишет Флетчер.
"Пришлось переделывать сооружения, возведенные для вертикального немецкого реактора, под горизонтальный российский реактор - это беспрецедентная операция. Имелось 80 тыс. единиц немецкого оборудования, но многое заржавело или устарело, инструкции и документация потерялись", - повествует издание. Согласно документу, российские детали рассчитаны по менее жестким стандартам, чем немецкие, а в Бушере они подвергаются непредвиденным стрессам. В документе также говорится: "Многие работы, необходимые для Бушера, выше компетенции российских инженеров-консультантов", которые относятся к этому проекту "как к отдыху".
По данным газеты, Центр энергетики и безопасности (Москва) указал на дефицит квалифицированных российских инженеров и консультантов и частые проблемы с качеством и выполнением графика. В феврале после поломки охладительного насоса и проблем на трех остальных пришлось извлечь все 163 топливных стержня.