"Быстро клонящийся к закату "Новый американский век" преследует призрак - возможность будущего стратегического торгового и коммерческого альянса между Пекином, Москвой и Берлином. Назовем его ПМБ", - пишет журналист и аналитик Пепе Эскобар в статье для The Nation.
"Так как же функционирует полномасштабное господство, когда две всерьез конкурирующие державы, Россия и Китай, начинают распространять свое влияние? Подход Вашингтона к обеим - на Украине и в азиатских водах - можно было бы назвать "разделяй и изолируй", - полагает автор.
"Чтобы сохранить за Тихим океаном традиционный статус "американского озера", администрация Обамы вот уже несколько лет делает "поворот" к Азии", - говорится в статье.
"На западном пограничье России администрация Обамы раздула из тлеющих углей пламя смены режима в Киеве (поддерживаемое местной группой поддержки в лице Польши и государств Прибалтики), которое, очевидно, показалось Владимиру Путину и российскому руководству угрозой для существования Москвы", - считает Эскобар.
"Москве представляется, будто Вашингтон и союзники НАТО все больше заинтересованы в навязывании стране нового "железного занавеса" от Прибалтики до Черного моря, а Украина оказалась лишь вершиной айсберга. С точки зрения ПМБ, это может рассматриваться как попытка изолировать Россию и создать новый барьер в отношениях с Германией. Конечной целью этого был бы раскол Евразии и предотвращение будущих шагов в направлении торговой и коммерческой интеграции при помощи процесса, неподконтрольного Вашингтону", - рассуждает журналист.
В изложении Си Цзиньпина "китайская мечта" включает в себя будущую сеть проложенных Китаем новых "шелковых путей", которые стали бы эквивалентом трансазиатского экспресса для евразийской торговли.
Сегодня та часть Запада, в которой больше всего заинтересованы Россия и Китай, - это Германия, которая в будущем, возможно, не будет подчиняться американской власти и желаниям Вашингтона, утверждает Эскобар.
"В разгар глобальных кризисов, бушующих от Сирии до Украины, геостратегические интересы Берлина, кажется, постепенно расходятся с интересами Вашингтона. Промышленные круги Германии, в особенности, как представляется, стремятся к неограниченным коммерческим соглашениям с Россией и Китаем. Это может поставить страну на путь к мировому господству, не ограниченному рамками ЕС, и в долговременном периоде знаменовать собой конец эпохи, на протяжении которой Германия, как бы с ней вежливо ни обращались, была, по сути дела, американским сателлитом", - говорится в статье.
Тем временем, учитывая то, что ВМФ США будет контролировать мировые торговые пути в обозримом будущем, стремительно развиваются планы по созданию этих новых "шелковых путей" через Евразию. Конечный результат должен оказаться триумфом интегрированной инфраструктуры - магистрали, высокоскоростные железные дороги, трубопроводы, порты - которая соединит Китай с Западной Европой и Средиземноморьем, отмечает автор.
"Стратегия Китая состоит в том, чтобы создать сеть взаимосвязей с не менее чем пятью ключевыми регионами: Россией (главным мостом между Азией и Европой), среднеазиатскими "-станами", Юго-Западной Азией (где ведущие роли играли бы Иран, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия и Турция), Кавказом и Восточной Европой (в том числе с Белоруссией, Молдавией и, в зависимости от ее стабильности, Украиной)", - считает автор.
По большей части, представление Китая о новой Евразии, связанной с Пекином при помощи различных видов транспорта и коммуникации, наглядно разобрано в подробностях в ключевом исследовании 2012 года "Марш на запад: перебалансировка геостратегии Китая", опубликованном ученым Ваном Цзисы из Центра международных и стратегических исследований Пекинского университета. В качестве ответа на подобную будущую сеть евразийских связей лучшим, что придумала администрация Обамы, стало сдерживание Китая в Индийском океане и Южно-Китайском море, при одновременном обострении конфликтов и усилении стратегических союзов вокруг Китая от Японии до Индии. (НАТО, конечно, дали задание сдерживать Россию в Восточной Европе), рассуждает журналист.
"Газовая сделка века", подписанная Путиным и китайским лидером в мае, заложила основы для строительства газопровода "Сила Сибири". Вероятно, в будущем Китай может стать главным торговым партнером Германии к 2018 году, перегнав и США, и Францию, отмечает Эскобар.
По его мнению, преградой для подобного развития событий, одобряемой в Вашингтоне, может стать холодная война 2.0. "В этом отношении Украина сохраняет свое ключевое положение. Если она будет успешно "финляндизирована" (ее регионы получат значительную автономию), как это предлагает Москва - и категорически отвергает Вашингтон - "путь на восток" останется открытым. Если нет, то будущее ПМБ станет более непредсказуемым", - говорится в статье.
"Следует отметить, что на горизонте появилась еще одна версия евразийского экономического будущего. Вашингтон пытается навязать Европе Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) и подобное же Транстихоокеанское партнерство (ТТП) - Азии. Оба договора отражают интересы глобальных американских корпораций, и их цель, очевидно, состоит в том, чтобы воспрепятствовать росту экономики стран БРИКС и других развивающихся рынков, при укреплении американской экономической гегемонии во всем мире", - пишет автор публикации. Он отмечает, что при этом ТТП исключает Китай, и ТТИП - Россию.
Среди многих государств ЕС (особенно стран Южной Европы) существует значительное сопротивление ТТИП, также как и ТТП - среди государств Азии (особенно Японии и Малайзии). Именно это дает китайцам и русским надежду на новые "шелковые пути" и новый способ ведения торговли в сердце Евразии при поддержке Евразийского союза, полагает Эскобар.
Шанхайская организация сотрудничества медленно, но верно превращается в важнейшую международную организацию в Азии, замечает автор. "Уже ясно, что одной из ее ключевых долгосрочных целей будет прекращение торговых операций в долларах США и поддержка использования петроюаней и петрорублей при энергетических сделках. Америку, конечно, никогда не примут в эту организацию", - говорится в статье.
"На завершающей фазе этого процесса США могут все активнее вытеснять из Евразии, а ПМБ - изменить правила игры", - пишет Эскобар.