"В 1989 году я посетил Латакию в первый раз. Я был бедным аспирантом, работающим над диссертацией на тему американо-сирийских отношений в 1950-е годы, и заехал в космополитичный приморский город по пути в Турцию. Я остановился в довольно дешевом отеле в порту, рядом со стоявшим в доке советским крейсером", - пишет историк Дэвид У. Леш, автор многочисленных работ, в том числе книг "Сирия: падение дома Асадов" (Syria: The Fall of the House of Assad) и "Сирия и Соединенные Штаты: холодная война Эйзенхауэра на Ближнем Востоке" (Syria and the United States: Eisenhower?s Cold War in the Middle East), в статье для Foreign Policy.
Автор вспоминает, как проснулся от звука взрывов на крейсере. Через несколько дней, уже оказавшись в Турции, он узнал, что два сирийских военных вертолета атаковали крейсер. "Были ли это просто два сумасшедших или невероятно некомпетентных сирийских пилота? Или это был не слишком завуалированный сигнал Хафеза Асада Михаилу Горбачеву о том, что Дамаску не нравится направление, в котором тогда шли сирийско-советские отношения, в особенности то, что Москва начала испытывать симпатии к Западу и пытаться заставить Дамаск заключить стратегический мирный договор с Израилем?" - задается вопросами историк.
"И по сей день никто не знает, что произошло на самом деле. Но, какой бы ни была причина, этот инцидент, сейчас практически забытый, со всей ясностью обнаружил сложность отношений между Сирией и Россией в течение многих десятилетий", - говорится в статье.
Русские вернулись в Латакию. Владимир Путин подчеркнуто заявляет тем странам, которые поддерживали различные группы сирийской оппозиции, что Россия не допустит падения сирийского режима, пишет Леш. "Затем Москва сможет сохранить свои стратегические интересы в Сирии, а также обеспечить себе центральную роль в любом урегулировании конфликта на основе переговоров, которое может последовать", - считает он.
"Эта история должна заставить Москву призадуматься: в 1957 году через Латакию в Сирию вступили 2 тыс. египетских военных, под предлогом защиты Сирии от возможного турецкого вторжения", - пишет автор.
Когда я смотрю новости из Сирии за последние пару недель, я так и вижу здесь руку некоего старого арабиста в Москве, напоминающего министру иностранных дел Сергею Лаврову о египетской "высадке" 58 лет назад, отмечает Леш.
"Численность египетских войск абсолютно не отвечала задаче защиты Сирии от вторжения турецких сил, сконцентрированных на границе. Однако Насер понимал, что советские предупреждения Турции и так сдерживают турок. В любом случае, высадка была в большей степени политическим заявлением с целью укрепить позиции Египта в Сирии, обеспечить его доминирующее положение в стране и перехитрить Советы и их союзников в Сирийской коммунистической партии", - говорится в статье.
Леш предполагает, что "старый арабист в Москве" советует российским властям последовать примеру Насера: "перехватить инициативу, разместить в Сирии войска, укрепить режим Асада и обеспечить соблюдение стратегических интересов России на Ближнем Востоке".
"Берегись своих желаний, русский арабист!" - предупреждает Леш. Он напоминает о том, как после "спасения" Сирии была создана Объединенная Арабская Республика (ОАР) - союзное государство Египта и Сирии, которое быстро распалось. В перспективе, возможно, это было началом заката насеризма, невероятно популярного панарабского движения. "Проблемы, которые пережил Египет в Сирии до и после распада ОАР, в конечном счете, привели к катастрофической Шестидневной войне 1967 года", - считает он.
Спустя пятьдесят лет историки, возможно, назовут российскую инициативу в Сирии 2015 года началом конца путинизма, предполагает Леш.
"Интересно, окажется ли где-то там бедный аспирант, который станет свидетелем еще одного ошеломляющего инцидента, который покажет, насколько взрывоопасной может быть ситуация", - пишет автор.