По всей Белоруссии висят плакаты и баннеры, посвященные предстоящим президентским выборам. "Но настоящей предвыборной борьбы, встреч и дебатов по телевидению, в стране не будет", - пишет Агнешка Хречук на страницах немецкой газеты Tagesspiegel. "А зачем они нам нужны? Одного кандидата достаточно", - говорит 54-летний белорусский таксист Николай, не переставший быть фанатом белорусского президента с того момента, как государство начало притеснять частных предпринимателей. По его словам, всем белорусам и так понятно, что президентом станет Александр Лукашенко. "Что будут делать другие? Разве они знают, что делать?" - недоумевает он.
Лукашенко, как напоминает издание, занимает должность президента уже 21 год. "Он знает, как надо говорить с большей частью своих избирателей. Он знает их страхи и ожидания и пользуется слабостью оппозиции", - рассказывает независимый белорусский политолог Павел Усов. По его словам, большей части его соотечественников стабильность намного важнее демократии, а в Лукашенко они видят единственного политика, который может ее обеспечить.
Да и в действительности социальное расслоение в Белоруссии довольно долго было менее глубоким, чем в России или на Украине, а инфраструктура и система здравоохранения - лучше. Но сейчас, как подчеркивает издание, Белоруссия оказалась в глубоком кризисе, причиной которого послужили экономические трудности России. В результате по сравнению с декабрем 2014 года белорусский рубль обесценился более чем на 40%, сократился ВВП, упали доходы, выросла безработица.
"Тем не менее, белорусы, по всей видимости, по большей части довольны своим президентом. Главное, что нет войны - вот фраза, которую часто можно услышать на улицах. Пример Украины пугает белорусов, а Лукашенко риторически делает ставку как раз на мир и независимость", - отмечает журналист. В результате, как показывают данные опросов Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), доверие к Лукашенко по сравнению с 2011 годом возросло в два раза, а его рейтинг независимые наблюдатели оценивают в 50-60%. "Таким образом, проблемы могут быть только с явкой: для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, она должна составить минимум 50%, а несостоявшиеся выборы стали бы поражением для Лукашенко", - комментирует автор материала.
Помимо Лукашенко, свои кандидатуры выдвинули Сергей Гайдукевич, Николай Улахович и Татьяна Короткевич, еще трем претендентам было отказано в регистрации. "Однако белорусы знакомы только с предвыборной программой Лукашенко, поскольку только он один представлен в СМИ", - продолжает автор. "В свою очередь, у тех людей, которые не поддерживают Лукашенко, просто нет разумной альтернативы", - добавляет Усов, напоминая, что из-за длительных репрессий от оппозиции практически ничего не осталось, а то, что все же осталось, перессорилось друг с другом и не в состоянии сформировать единый фронт. Более того, 67,2% граждан, согласно опросам, попросту не доверяют оппозиции.
Да и призывов к демонстрациям в Минске от оппозиции также не было. "В итоге Лукашенко может надеяться, что многие западные политики посчитают нынешние выборы практически демократическими и даже признают их, что поможет Лукашенко покончить с международной изоляцией", - подытоживает Хречук. Между тем самым значительным успехом Лукашенко стали два Минских соглашения, в которых белорусский президент выступал посредником между Россией и Украиной. В них он проявил себя в качестве значимого политика. Вряд ли еще год назад кто-то мог бы поверить в это, добавляет Tagesspiegel.