Как стало известно Foreign Policy, в администрации Обамы идет оживленное обсуждение того, вводить ли жесткие санкции против Северной Кореи, которые затронут китайские компании, ведущие бизнес с изолированным режимом.
"Некоторые чиновники Белого дома опасаются, что жесткие экономические санкции, которые уже были одобрены, но еще не применялись, приведут к серьезному конфликту с Пекином", - пишет автор статьи Дэн Де Люс.
"Чиновники сообщили Foreign Policy, что эти методы схожи с масштабными вторичными санкциями, введенными против международных банков, осуществлявших финансовые операции в Иране. Эти санкции, как повсеместно считается, поставили экономику Ирана на колени в 2013 году и вынудили Тегеран сесть за стол переговоров по его ядерной программе", - говорится в статье.
Толчком для возможного ужесточения политики США послужили растущие опасения по поводу планов Северной Кореи создать более совершенные баллистические ракеты и мощное ядерное оружие. Представители американских спецслужб считают, что создание режимом Ким Чен Ына межконтинентальной баллистической ракеты большого радиуса действия, способной долететь до США, - лишь вопрос времени, отмечает издание.
"Примерно в последние два года существует общее понимание того, что ситуация ухудшилась и что мы, США и "сознательные" страны мира, должны повысить ставки в игре", - заявил высокопоставленный правительственный чиновник, говоривший на условиях анонимности.
В результате администрация "рассматривает возможность более активного и более агрессивного использования полномочий" по санкциям, отметил чиновник.
"Политический календарь США также сказывается на внутренних дискуссиях, причем некоторые чиновники утверждают, что президенту Бараку Обаме было бы лучше отдать распоряжение об этой мере в свои последние месяцы в должности, а не оставлять его новой администрации, которую ожидал бы ожесточенный конфликт с Китаем", - пишет издание.
"Резолюции ООН и новые законопроекты, принятые Конгрессом в феврале, дают администрации далеко идущие правовые полномочия блокировать активы, возбуждать уголовные дела и запрещать въезд отдельным лицам или организациям, нарушающим условия санкций в отношении Северной Кореи. Но пока что администрация еще не использовала эти полномочия решительным образом, приняв меры в относительно небольшом числе случаев, одновременно стремясь побудить Китай занять более активную позицию в этом вопросе", - говорится в статье.
"В случае с Китаем, как единственным значимым экономическим партнером Северной Кореи, любая стратегия санкций, предусматривающая давление на Пхеньян, будет включать в себя карательные меры против китайских компаний и банков. И Вашингтон, конечно, предпочел бы, чтобы Пекин взял на себя инициативу по борьбе с этими компаниями, вместо того, чтобы принимать односторонние меры, которые почти наверняка заденут китайское руководство за живое", - рассуждает автор.
"Правительственные и неправительственные эксперты расходятся во мнениях относительно того, можно ли успешно применить санкции по образцу иранских по отношению к Пхеньяну, если США решат "закрутить гайки" в отношении большого числа китайских компаний, торгующих с северокорейскими государственными предприятиями", - пишет издание.
"Существуют некоторые заманчивые параллели, но есть и очень четкие различия",- считает Джон Пак (Гарвардская школа Кеннеди).
В отличие от Северной Кореи, Иран сильно зависит от международного нефтяного рынка и вынужден пользоваться международной финансовой системой, в том числе SWIFT, для продажи нефти. "Они были уязвимы. Можно было заблокировать такие виды операций за пределами Ирана", - отмечает Пак.
"Но Северная Корея действует в "серой зоне" незаконных компаний и торговли, и почти весь ее бизнес ведется внутри экономики Китая", - говорится в статье.
Северная Корея на протяжении многих лет применяла эту тактику и проявила смекалку в обходе санкций. Она щедро платит квалифицированным китайским посредникам, которые решают все финансовые и логистические вопросы, скрывая причастность Пхеньяна к этим сделкам, говорит Пак, ссылаясь на рассказы северокорейских перебежчиков.
Менеджеры северокорейских предприятий действуют открыто, вступая в бизнес-сообщества экспатриантов в Китае в провинциях вблизи Северной Кореи, используя при этом консульства, чтобы покупать запрещенные товары или товары двойного назначения для военных программ, говорится в статье.
"Помимо угля и железной руды, Северная Корея получает прибыль от экспорта стрелкового оружия и дешевой рабочей силы. Северокорейских рабочих отправляют на заводы в Китае, а также на предприятия деревообрабатывающей промышленности и на стройки в России. Их зарплата отправляется в Пхеньян, причем северокорейские рабочие, по сообщениям, получают только около 10% своего заработка", - пишет издание.