На примере Сирии трещина в российско-американских отношениях наиболее очевидна. И до окончания президентского срока Барака Обамы в этой ситуации мало что изменится, считает колумнист Die Zeit Карстен Лутер.
"Давайте исходить из того, что в Госдепе сидят не полные идиоты и что за сирийской политикой США стоит не кучка верящих во вселенское добро мечтателей во главе с Джоном Керри, а трезвомыслящие реалисты, - пишет автор. - Американцам отлично известно, какую игру ведет Россия: выступает в роли посредника в переговорах о перемирии и при обсуждении более дальних договоренностей, а параллельно ведет грязную войну в Сирии вместе с Асадом, Ираном и другими, не останавливаясь ни перед чем".
"Понимание американцами того, что русские больше заинтересованы в сохранении власти Асада, чем в политическом решении сирийского конфликта, пришло не в одночасье. И тем не менее это до недавних пор не мешало Керри час за часом сидеть за столом переговоров со своим российским визави Лавровым", - пишет журналист, напоминая, что в начале этой недели американцы в одностороннем порядке вышли из переговоров с русскими по Сирии из-за постоянных бомбежек российскими ВКС, в первую очередь, гражданских целей на востоке Алеппо.
"Миссия США в Сирии имеет определенные границы, - продолжает Лутер. - Приоритетом является борьба с "Исламским государством" (запрещено в РФ. - Прим. ред.), поскольку террористы представляют непосредственную угрозу американской безопасности. Наплыв сотен тысяч беженцев встряхнул проявлявшую вялый интерес к сирийской проблеме Европу, однако и за этим не последовало адекватных шагов, направленных на окончание войны. В самой Америке проблема беженцев - если не брать во внимание предвыборное вранье Трампа - не играет вообще никакой роли. Защита гражданского населения Сирии от российских и сирийских бомб могла бы стать с гуманитарных позиций наивысшей целью, но и ради этого американцы не рискнули бы начинать военную операцию".
Скорее всего, полагает Лутер, Керри входил в число тех, кто выступал за военную операцию против сирийских ВВС - но это было до начала российской кампании. Обама не хотел этого и теперь об этом вряд ли кто-то думает. Керри пришлось перенаправить всю энергию на переговоры - правда, не имея реального средства оказания давления на партнеров по переговорам. Выход американцев из переговоров никак не сказался на стратегии Москвы, считает автор. Более того, Лавров, скорее всего, рассчитывает на то, что Керри воспользуется любым даже самым незначительным шансом, чтобы вернуться к языку дипломатии.
Уходящий Обама не дает сегодня поводов полагать, что Вашингтон задумывается о более жесткой тактике на сирийском направлении - даже на фоне выхода из переговоров. "США могли бы увеличить поставки оружия повстанцам - однако вряд ли речь идет о ракетных пусковых установках, при помощи которых можно было бы дать отпор постоянным бомбардировкам", - считает автор. Между тем Москва уже перебросила в Сирию свой "контраргумент" - современные зенитно-ракетные комплексы.
"О том, насколько далеко зашла игра, в которой многие усматривают признаки новой холодной войны, свидетельствуют российские заявления о прекращении действия российско-американских соглашений, касающихся оружейного плутония", - констатирует обозреватель.
Вскоре после своего избрания президент Обама оптимистично заговорил о "перезагрузке" российско-американских отношений. "Попытка сотрудничать там, где получается, не отвлекаясь на разногласия по другим вопросам, принесла свои позитивные результаты, - считает автор. - Главное достижение - совместная работа по иранской ядерной программе. Успешным можно назвать и сотрудничество в сфере ядерного разоружения, но, видимо, Россия сегодня настроена выбить эту опору, на которой держатся общие интересы, или по крайней мере использовать эту тему как рычаг давления".
"Скорость, с которой Москва выхолащивает международную систему и ее правила, требует четких ответов. Было бы удивительным, если бы Обаме за оставшееся время удалось их найти. А его сменщик пойдет своим путем", - не сомневается автор.